Р одился 23 апреля 1907 году в Москве.
Отец — Франц Павлович Гастылло, русский немец, родом из деревни Плужины
(сейчас Кареличский р-н Гродненской обл., Белоруссия); в 1900 году пришёл
на заработки в Москву (где его фамилию стали произносить на московский манер — «Гастелло»), работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге.
Мать — Анастасия Семеновна Кутузова (девичья фамилия), русская, была белошвейкой.
В 1914—1918 годах Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище имени А. С. Пушкина.
В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован
в Башкирию. В 1919 году он возвращается обратно в Москву, где вновь поступает
в школу. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра.
В 1924 году семья Гастелло переезжает в Муром, где Николай поступает слесарем
на Паровозостроительный завод имени Ф. Э. Дзержинского, на котором работал
и его отец.
Параллельно с трудовой деятельностью, Николай Францевич Гастелло оканчивает школу (ныне — школа № 33). В 1928 году вступил в ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло возвращается в Москву, и Николай поступает на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая. В 1930—1932 годах Николай Францевич Гастелло жил в поселке Хлебниково.
В мае 1932 по специальному набору призван в Красную Армию. Отправлен на учёбу
в авиационную школу лётчиков в город Луганск.
Учёба в 11-й военной авиационной школе пилотов (май 1932 года — декабрь
1933 года).
Служба в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в городе Ростов-на-Дону (1933—1938 годы).
Начав летать правым лётчиком на бомбардировщике ТБ-3, Николай Францевич Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт.
В 1938 году в результате реорганизации части Николай Францевич Гастелло оказался
в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку.
В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го ТБАП.
Участвовал в советско-финской войне и операции по присоединению Бессарабии
и Северной Буковины к СССР (июнь—июль 1940 года). Осенью 1940 года авиационная часть перебазируется к западным границам, в город Великие Луки, а затем —
в авиагородок Боровское под Смоленском.
В 1940 году Николаю Францевичу Гастелло присвоено звание капитана.
Весной 1941 года Николай Францевич Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолёт ДБ-3ф.
Командир 4-й эскадрильи 207-го ДБАП (24 мая 1941 года — 23 июня 1941 года).
Командир 2-й эскадрильи той же части (24 — 26 июня 1941 года). 24 июня огнём крупнокалиберного пулемёта из стоящего на аэродроме самолёта сбил «Юнкерс-88».
26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Гастелло в составе лейтенанта Бурденюка, лейтенанта Скоробогатого и старшего сержанта Калинина на самолёте ДБ-3Ф вылетел для нанесения бомбового удара по немецкой механизированной колонне на дороге Молодечно — Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков. Огнём зенитной артиллерии самолёт Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, и Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года Николай Францевич Гастелло был посмертно удостоен звания «Герой Советского Союза», награжден медалью «Золотая звезда» и орденом Ленина.
#✎герой✍ссср
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев