В ноябре 1987 года началась самая крупная операция афганской войны, ставшая, одновременно, последней победой Советской армии в ее истории – операция «Магистраль». Она проводилась с целью деблокирования Хоста, города на востоке Афганистана. ВС этой страны, несмотря на свою невысокую боеспособность, умудрялись удерживать этот город, полностью блокированный партизанами, которые очень хотели сделать Хост своей столицей. В Хосте возникало всё больше проблем с продовольствием и боеприпасами. Именно поэтому командование 40-й Армии решило провести операцию по его деблокированию и восстановлению снабжения по единственной подходящей для этого дороге Гардез - Хост. В честь этой дороги операция и получила свое название.
В операции были задействованы формально очень большие силы – две мотострелковые и одна воздушно-десантная дивизии, три бригады (мотострелковая, десантно-штурмовая, спецназа ГРУ) и два отдельных полка (мотострелковый и парашютно-десантный) 40-й Армии, два армейских корпуса (4 пехотные дивизии), танковая и две десантно-штурмовые бригады ВС Афганистана. Фактически, однако, в горной местности действия крупных соединений с большим количеством техники были невозможны. Каждое соединение в реальности было представлено отдельными подразделениями, редко даже батальонами. Поэтому, на самом деле, советская группировка была эквивалентна одной бригаде – немногим более 5,5 тыс. чел., около 30 танков, до 300 БМП и БТР, около 150 орудий, минометов и РСЗО. Количество живой силы у противника было, как минимум, не меньше, а превосходство советской стороне в технике в значительной степени нивелировалось тяжелой горной местностью.
На заключительном этапе операции «Магистраль», 7-8 января 1988 г. произошел один из самых известных эпизодов афганской войны – бой десантников 9-й роты 345-го парашютно-десантного полка за высоту 3234. Эта высота была одной из тех, что господствовали над дорогой Гардез – Хост, обеспечивая либо ее беспрепятственное функционирование, либо, наоборот, блокаду, в зависимости от того, кто высоту контролировал.
Высоту защищали 39 десантников под командованием старшего лейтенанта Сергея Ткачева. Таким образом, эта была не рота, а, по сути, взвод. Им противостояло, по различным данным, от 200 до 400 партизан. Впрочем, существует мнение, что на самом деле это была группа пакистанского спецназа, который отличается очень высоким уровнем подготовки. Противник располагал безоткатными орудиями, минометами, РПГ, пусковыми установками реактивных снарядов. Правда, десантники тоже имели артиллерийскую поддержку. Однако своя артиллерия была далеко, а противник рядом.
Бой продолжался почти 12 часов, десантники выдержали 12 атак, в т.ч. несколько – в полный рост. Во время последней атаки, в 3 часа ночи, противник подошел на 10 метров к позициям десантников, у которых практически закончились боеприпасы. Однако в этот момент на помощь подошел разведвзвод старшего лейтенанта Леонида Смирнова, который доставил боеприпасы и восстановил огневую мощь обороняющихся. После этого партизаны (или спецназовцы?) поняли бесплодность своих усилий и отошли. Точные их потери были не менее 100 человек только убитыми. Потери десантников составили всего 6 человек убитыми и 28 ранеными. Младший сержант Вячеслав Александров и рядовой Андрей Мельников посмертно были удостоены звания Героя Советского Союза, остальные 37 десантников получили ордена Красного знамени или Красной звезды.
Звезды Героев Советского Союза за операцию «Магистраль» получили также командующий 40-й Армией Борис Громов и командир 103-й воздушно-десантной дивизии, будущий министр обороны РФ Павел Грачев. По иронии судьбы силами партизан, противостоящими советской группировке, командовал Джалалуддин Хаккани, тогда еще «восходящая звезда», а ныне – крупнейший командир талибов, создающий огромные проблемы тем самым американцам, которые снабжали и вооружали его четверть века назад.
Бой за высоту 3234 показал, насколько высоким был уровень боевой и морально-психологической подготовки в советских войсках (по крайней мере – в ВДВ). Нельзя не подчеркнуть, что кроме 5 офицеров и 1 прапорщика остальные 33 десантника были призывниками. Они выиграли бой у опытнейших профессионалов (независимо от того, кто им противостоял – пакистанские спецназовцы или партизаны с многолетним опытом войны, подготовленные теми же спецназовцами), доказав, тем самым, нелепость столь любимой в современной России концепции «профессиональной армии». Надо всего лишь заниматься с людьми боевой, политической и морально-психологической подготовкой.
Необходимо также сказать, что небезызвестный фильм «9-я рота» не имеет к бою за высоту 3234 никакого отношения.
В целом, задача была выполнена, снабжение Хоста восстановлено. Основные высоты вдоль дороги были взяты под контроль советских войск. В город было доставлено 22 тыс. т грузов, захвачено 100 различных складов, 4 танка, 9 БТР, 46 орудий, 121 миномет, 121 РПГ, 131 пулемет ДШК, 19 ПЗРК.
За 1987 год потери советских войск составили около 1,3 тыс. чел., около 150 единиц бронетехники, 19 самолетов (в т.ч. 8 Су-25), 49 вертолетов (в т.ч. 21 Ми-24). При этом западные наблюдатели именно в 1987 г., особенно после «Магистрали», с большой тревогой стали отмечать, что Советская армия вполне может выиграть войну.
Однако СССР к этому моменту уже стоял перед экономической катастрофой, что делало продолжение войны невозможным. Кроме того, в стране развернулась «гласность», из-за чего сравнение с Вьетнамом становилось еще более точным – теперь войну начало активно отвергать общественное мнение СССР.
14 апреля 1988 года были подписаны соглашения, по которым советские войска до февраля 1989 года полностью выводились из Афганистана, а Пакистан и США прекращали поддержку партизан. Москва выполнила свою часть соглашений полностью, Исламабад и Вашингтон даже не имитировали их выполнение, а Лондон, Эр-Рияд и Пекин были как бы вообще «не при делах». Т.е. это была полная и безоговорочная капитуляция СССР. История Вьетнама повторилась практически полностью: армия проиграла не столько противнику в бою, сколько собственному политическому руководству и общественному мнению.
Вывод войск начался в мае, но война еще продолжалась. Так, в августе вторично был сбит Су-25 (естественно, уже другой), пилотируемый Руцким. На этот раз он стал жертвой пакистанского F-16. Несколько месяцев Руцкой провел в пакистанском плену. Также в августе в районе Пули-Хумри был взорван партизанами армейский склад боеприпасов, уничтожено 1200 вагонов боеприпасов, 200 двигателей для бронетехники и много другого имущества. До конца года пакистанские F-16 сбили 2 афганских МиГ-23 и 1 Су-22, а также пассажирский Ан-32 (еще одно военное преступление, ну и что?). В сентябре в районе Шинданда 2 советских МиГ-23МЛД сбили 2 нарушивших воздушное пространство Афганистана иранских вертолета.
Впрочем, вывод войск уже шел полным ходом и был необратим. Причем Масуд, представлявший главную угрозу для уходящих войск, принципиально им не мешал. Он не проиграл советским войскам в бою, тем не менее, борьба с ними обошлась ему очень дорого. Именно поэтому Масуд, по достоинству оценивший своих врагов, хотел, чтобы они как можно скорее ушли. Случилось это 15 февраля 1989 года.
Общие потери ВС СССР убитыми составили 13.833 чел., а с учетом других силовых ведомств – 14.453. Самой эффективной частью 40-й Армии оказался, разумеется, спецназ. Потеряв около 700 чел. убитыми, спецназовцы уничтожили, как минимум, 17 тыс. партизан и пакистанских спецназовцев (т.е. соотношение потерь примерно 24:1). Таким образом, только от действий спецназовцев противник потерял убитыми больше, чем весь советский контингент по всем причинам.
Официальные потери 40-й Армии в наземной технике составили 147 танков, 1315 БРДМ, БМП и БТР, 433 орудий и минометов. Впрочем, реальные потери были больше, только танков Т-62 было списано 385.
Потери армейской авиации и ВВС СССР составили 118 самолетов и 333 вертолета, ВВС Афганистана – 120 самолетов и 169 вертолетов. У СССР наибольшие потери, разумеется, пришлись на штурмовики – 32 Су-25 и 30 Су-17. Ударных вертолетов Ми-24 было потеряно 127, многоцелевых Ми-8 – 174.
После ухода советских войск все ожидали крушения режима в Кабуле и его армии за несколько дней. Однако, как выяснилось, за вторую половину 80-х афганская армия стала достаточно боеспособной. Битва за Джелалабад в марте-июне 1989 года окончилась сокрушительным поражением антиправительственных сил (теперь называть их партизанами было уже странно), которые только убитыми потеряли 12 тыс. человек. Столь же печально для них закончились и наступления на другие крупные города.
В конце 1989 года начались активные «разборки» как внутри НДПА и афганской армии, так и между антиправительственными группировками (в частности, началась война между Масудом и Хекматиаром – вождем сильнейшей группировки из «пакистанской семерки»). После развала СССР прекратилась военная помощь Наджибулле, после чего Афганистан на несколько лет погрузился в хаос и войну всех против всех. В 1995 году пакистанская разведка на саудовские деньги при полном согласии США создала талибов, которые в июне 1996 года взяли Кабул. Что стало первым шагом к следующей Афганской войне.
Что касается политической оценки «нашей» Афганской войны, то ее и сегодня дать очень сложно.
Воины 40-й Армии исполняли приказ высшего военно-политического руководства страны? Да, безусловно. С этой точки зрения никаких претензий к ним быть не может.
Воины 40-й Армии выполняли интернациональный долг? Перед кем? Перед марионеточным правительством Кармаля (а потом Наджибуллы), которое поддерживалось вряд ли даже 20% населения страны? Абсурд очевиден, вряд ли с этим сегодня нужно спорить.
Война в Афганистане была ненужной и преступной, а воины 40-й Армии – соучастниками этого преступления и/или несчастными жертвами режима? А вот на этот вопрос ответ неочевиден до сих пор. Причем то, что происходит в Афганистане сегодня, лишь усложняет поиск ответа на него.
Именно вышеописанная антисоветская коалиция, в которую вошли США, Великобритания, Пакистан, Саудовская Аравия и Китай, породила «Аль-Каиду», причем не случайно, а совершенно сознательно. Изначально эта организация представляла собой структуру, занимавшуюся вербовкой по всему исламскому миру боевиков для антисоветских и антиправительственных вооруженных формирований в Афганистане. А потом, после вывода советских войск, структура зажила собственной жизнью. И стала кусать своих бывших хозяев и создателей. Как и талибы, которых создали те же «действующие лица» (только, видимо, уже без Китая).
Комментарии 2