О мордовских фамилиях и перекупщиках зерна "мартышках"...
СМЕШНАЯ ФАМИЛИЯ в деревне НАУМКИНО (Шемышейский район).
Но вот откуда в Поволжье Мартышкины взялись?
То, что ананасы в Пензенской губернии выращивали, сведения в архиве находила, а вот то, что мартышки в чернозёмной степи водились, такого не встречала. Именно эта нелепица и вызывает улыбку у тех, кто фамилию впервые слышит. Попробовала мыслить логически...
Метрические записи о рождении, крещении и венчании в Пензенской губернии вообще указывают на отсутствие фамилий в ряде эрзянских и мокшанских деревень даже в конце ХIХ века.Поэтому нередко краеведы, порой, принимали отчества за фамилии.
Антропонимисты указывают на первоначально двучленную модель имён у мордвы (дохристианскую), которая состоит из имени отца (отчества), стоящего на первом месте в родительном падеже, и имени собственного, например: Пивцаень Нуянза, Кежеватонь Сюмерьге, Москаень Овтай, Нуякшонь Паруш, Кирдяень Куляс и др.
Фамилии у мордовских крестьян появляются официально, главным образом, после общегосударственной переписи населения или при принятии мордвином крещения. Присваивали же их чаще, сами переписчики и священники, основываясь на отчестве отца или мордовской кличке, которая давалась односельчанами по чертам характера, виду деятельности, особенностям внешности (Кежеват - «злой» - Кежеватов, Паруш – «хороший» - Парушев, Овтай – «медведь» - Овтаев, Каргаш – «журавль» - Каргашев, Тумай – «дуб» – Тумаев и др.)
Иногда фамилия присваивалась по населённому пункту (с. Киржеманы – Киржеманский, с Пилесево – Пилесевский) или рельефу местности (Вярвиль - Вярвильский) и др. Встречается корневая основа уже церковных имён, но переделанных на местный разговорный манер. Например, имя Елена приняло в эрзянском языке форму Олё или Олёна, Фёдор – Кведор, Николай — Миколь, Заxap — Закар, Агафья — Ога, Аксинья — Окся, Авдотья — Олдо или Олдай, Дарья — Дарё, Мария — Марё, Наталья — Наталь и т. д.
Образовывалась же фамилии по примеру русских с окончаниями на -ов, -ев, -ин, -(к)ин (помимо – ский- от названия населённого пункта). Так сын Шиндяя (Чиньдяя) становился Шиндиным или Чиньдяевым, сын Рузавы - Рузавиным, Моская – Москаевым, Кудаша - Кудашовым или Кудашкиным, Мареся — Маресьевым или Мареськиным и т. д.
Окончания мордовских фамилий на – шкин и - айкин типично для отдельных селений, где называли друг друга с добавлением к имени суффикса – ка: Кудашка, Чиндяйка, Ромайка и др.
Вот и в эрзянской части деревни Наумкино фамилии звучали, главным образом так: Ромайкин, Качайкин, Чайкин, Дашкин, Аношкин, Ромашкин, Мартышкин...
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1