Форма у мальчишек- однотипные темные костюмы. Зато у девочек, пусть цвет платья обязательно коричневого цвета, но крой разный и когда становились старше было негласное соревнование, у кого будут красивее воротничок и манжеты - они были съемные. Особый шик это фартук-в праздник белый, в будни черный, на любой вкус -с рюшечками, с кружавчиками, но то, что купили родители, то и носили и до тех пор, пока подходило по росту. Правда в старших классах форму носили реже, одевались в основном строго, но уже не по форме.
Парты были с откидными наклонными крышками, специальным отверстием посередине парты для чернильницы-непроливайки и углублениями под перьевые ручки. Сначала прописи, где нам ставили почерк, помню голос своей первой учительницы Чураковой Ирины Ивановны во время урока письма: «Нажим,… тонкая,… волосяная.»
Писали фиолетовыми чернилами, которые хранились в стеклянных бутылях в классном шкафу. Тетради выпускались с вложенными листами промокательной бумаги – промокашками. Ими убирали излишки чернил на тетрадном листе и осушали кляксы. (Из кляксы на промокашке мог получиться замечательный рисунок, особенно, если что-нибудь немножечко добавить…-обычно так и делали) Потом появились авторучки с наполнением чернилами, а потом и шариковые ручки, а вместе с ними и несмываемые пятна на карманах. Тетради долгое время выпускали почему-то без полей, поля каждый ученик отводил самостоятельно.
Рядом со школой медпункт, на большой перемене порой бежали туда за витаминками и никто их не воспринимал как витамины-лопали десятками, как лакомство.
Первый класс и первые общественные поручения-выбирали старост и санитаров класса, которые проверяли чистоту рук, ушей и воротничков у одноклассников. Дежурные по классу следили за чистотой в классе, протирали школьную доску перед уроками, смачивали тряпку, чтоб вытирать доску, на которой писали мелом.
В первом классе нас приняли в октябрята, весь класс составлял один октябрятский отряд (момента принятия в октябрята совсем не помню). Ну а в третьем классе, по достижении 9 лет, нас принимали в пионеры. Это уже был гораздо более осмысленный шаг, там требовалось заучить правила пионеров Советского Союза. Это событие уже отразилось в памяти: коридор последнего, ещё нового, здания школы, старшеклассники стучали в барабаны, дули в горны, восьмиклассники-комсомольцы в торжественной обстановке, после отдельной клятвы каждого из нас, повязали нам галстуки. В 8 классе мы переступали 14-летний рубеж, покидали по возрасту пионерскую организацию и многие (но не все) вступали в комсомол. Вот комсомол это уже было вполне осознанное деяние. Там всё уже было по-взрослому и индивидуально: заявление, рекомендации, Устав, членский билет. Ну и само принятие в комсомол, это, прямо-таки, отдельный праздник- в клубе, были приглашены родители, после торжественной части, приехавшие с военной части солдаты крепят на грудь комсомольские значки, небольшой концерт. Вручали ли тут же комсомольские билеты? - не помню…зато помню приятный бонус-подарили по шоколадке «Аленка». Смешно, вроде и переход во взрослую жизнь, но не так уж и резко-с шоколадкой))).
Конечно больше всего запомнился последний год учебы -8 класс-здание новое, светлое; окна большие, их много; места между рядами свободного тоже много, печка не в плотную к стене-в догонялки играть, просто прелесть, хотя уже и стеснялись, но тем не менее вокруг печки друг за другом бегали. Иногда на уроках, особенно во время контрольных, работала «почта»: тайком от учителя передавали записочки делового характера –шпаргалки с подсказками решения задач или ответом. Как-то была попытка срыва занятий (-задержался преподаватель, и мы разбрелись кому- куда вздумалось), какой был предмет не помню, но помню штрафные круги вокруг кирпичного здания школы. Бегали вокруг этого здания и на физкультуре и порой мухлевали - чтобы было незаметно отсутствия, по очереди по одному-два человека простаивали за зданием школы, но бывало и такое, что заметивший редкие ряды учитель становился в цепочку бегущих и неожиданно появлялся из-за угла, тогда по итогу количество кругов увеличивалось. Запомнились уроки физкультуры на ледяной глади застывшего в первый год пруда. Тогда у некоторых одноклассников появились коньки, конечно одалживали покататься, но в основном мальчики играли в хоккей, а девочки просто бегали и катались по льду на ногах. В этот же год лыжню перенесли и мы, как старшеклассники, бегали уже вокруг Фроловки. Продолжая тему лыж стоит вспомнить лыжные походы, к завершению которых был прекрасный аппетит и совместный обед, в меню которого входили самые вкусные, на то время, в жизни котлеты.
За школой сад, уже тогда с высокими березами по всему периметру (он казался огромным парком). Осенью, на большой перемене, наш бессменный, в годы нашей учебы, директор Есичев Тимофей Трофимович, открывая двери в этот огромный сад громко звал: «Орёлики, залетай!». Школьники разбегались по всему саду, а через несколько минут возвращались с полными карманами яблок на любой вкус- коричневка, белый налив, штрифель, пипен-шофран и (моя любимая) китайка.
А ещё, просто не могу не вспомнить одно «увлекательное» занятие-это сбор березовых почек, который приходился на март месяц. Тут уж стоит вспомнить подетально. После уроков, с топором наперевес надо лезь по ещё нерастаявшим сугробам в лес, выбрать там березу с почками покрупнее, так как с мелкими процесс ощипывания таких почек растянется на более длительный срок. Срубить эту березу и тащить уже и её и топор опять по тем же сугробам, с полными валенками снега, до дома. Поучить уроки, поделать домашние дела. Норма сбора -два стакана, но настолько это занятие «увлекательное», что когда доходило дело до сбора этих почек, то в дело включалась вся семья. Включалась конечно, чтобы облегчить задачу и помочь, но в результате норма перевыполнялась, ведь были ещё и соревнования между классами.
У каждого из нас была своя школа и свои воспоминания о ней, у меня они такие, хотя, конечно, что-то и подзабылось…
И пусть в нашей школе больше не звенят звонки и не слышно детских голосов, все равно, мы будем вспоминать нашу школу, наших учителей, первый и последний звонок нашего школьного колокольчика, приглашающего открыть страницу памяти под названием «Чернышенская 8-летняя школа».
Материал подготовлен при содействии Аленушкиной Татьяны Петровны, Консультативную помощь оказала Щербакова Анна Григорьевна, Фотографии предоставили Есичев Сергей Тимофеевич и Щербакова Анна Григорьевна (фото не вошедшие в данный материал, будут добавлены в альбом "Школьные годы")
Когда за плечами годы,
Дороже нам край родной.
А память слагает оды
Этой любви большой.
И почему-то снова
Все чаще на склоне лет
Мы вспоминаем школу-
Школу, которой нет...
Помнятся старые парты,
Скромный простой интерьер.
Границы на глянцевой карте
С пометкой - СССР.
Вспомним всех поименно
Наставников- многих уж нет,
А тем, что живы-здоровья
И низкий поклон, и привет!
Светом напомнила сердце
Школьная эта пора.
Вы нам со знаниями вместе
Давали уроки добра.
Теперь на ваши лица
Смотрим лишь на фотографиях.
А память листает страницы
Школьной биографии.
И строят новые школы
Другим-и радость, и свет.
А мы вспоминаем снова
Школу, которой нет...
Комментарии 32