На протяжении святой Четыредесятницы каждый седьмой день очередной недели отводится для поминовения усопших. Службы, которые обычно совершаются в другие дни, по причине Великого поста в будни не осуществляются.
Имеются в виду заупокойные ектении, панихиды, сорокоусты, литии. Это же касается и 3-го, 9-го, 40-го дня по смерти. Объясняется сие также тем, что каждый день в храмах нет полной литургии, в рамках которых и упоминаются в обычное время имена покойных по подаваемым прихожанами запискам, согласно заказанным требам.
Таким образом, поминальные субботы Великого поста необходимы для оказания полноценной молитвенной поддержки душам усопших, что строго и неукоснительно выполняется служителями в храмах. Эти дни именуют правильно малыми родительскими заупокойными субботами.
Панихиды, совершаемые в поминальные субботы святой Четыредесятницы, носят название, соответственно, малых заупокойных панихид. Накануне совершается вечернее богослужение, по окончании его читается 16-я и 17-я кафизмы Псалтири, поются тропари по Непорочнех заупокойные: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» и др. Непосредственно же в поминальную субботу совершается литургия и уже упомянутая панихида.
Человеку верующему и часто посещающему храм Божий понятно из всего вышеупомянутого: богослужение, совершаемое накануне и в сами малые родительские заупокойные субботы, не отличаются торжественностью и полнотой.
Особенностью родительских суббот Великого поста является также и то, что церковь просит не только об умерших братьях и сестрах по вере, которые вели благочестивую земную жизнь и окончили ее естественно, по-христиански. Священнослужители вспоминают и лиц, скончавшихся скоропостижно, без покаяния, без напутствия священника. .
История возникновения поминальных суббот:
Согласно Библии, Господь один день в неделе выделил собственноручно для молитв за усопших: «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». До рождения Христова иудеи почитали субботу днем праздничного покоя. Эта традиция существует и сегодня у евреев, исповедующих иудаизм. Но пришествие на Землю Мессии изменило в корне сознание огромного количества людей.
Праздничным днем у христиан стал считаться седьмой день, завершающий неделю, – Воскресение. Его принято посвящать посещению храма и творению усердной молитвы, ну, и конечно, проведению благочестивого отдыха.
Субботу же постановлено было считать днем поминальным: «Почему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих».
Иными словами, христианская суббота – это своеобразный символ радостного вечного отдыха мертвых в Царстве Небесном, о чем не следует забывать жителям земным. Отсюда и происходит обычай совершения заупокойных богослужений именно в субботние дни.
Если говорить непосредственно о родительской субботе 2-й седмицы святой Четыредесятницы, как, впрочем, и о 3-й, 4-й поминальных субботах Великого поста, в этой дате заключена особая мудрость.
Великий пост является духовным подвигом покаяния и смирения, и поэтому поминальная суббота – возможность слиться в союзе любви христианской не только с теми, кто жив, но и с теми, кто давно уже почил с миром.
Вообще же традиция вознесения молитв за усопших уходит своими корнями вглубь истории. Церковь приняла этот обычай от самих учеников Христа – святых апостолов. Многие избранники Божии отмечали в своих речах проповеднических и письменных трудах духовных важность поминовения усопших.
Так, блаженный Августин изрек когда-то: «Не надобно отвергать того, что души умерших получают облегчение от благочестивых, когда приносится за них жертва Ходатая или раздается милостыня для их пользы, но такие дела благочестия приносят пользу только тогда, когда умершие заслужили, чтобы те были полезны…
Подлинно, есть образ жизни, который не столько чист, чтобы не требовал помощи по смерти, и не столько худ, чтобы не послужило ему это по смерти в пользу».
А святителю Иоанну Златоусту принадлежат следующие слова: «Есть возможность облегчить наказание умершего грешника. Если будем творить частые молитвы за него и раздавать милостыню, то, хотя он и был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас».
Почему суббота называется «родительской»
Действительно почему? Разве в своих молитвах православные в поминальные субботы просят Бога только лишь за своих родителей, почивших с миром? Нет, конечно. Они вспоминают и о других родственниках, и о прочих близких людях, и о друзьях, и о знакомых, и т.д. Однако отчасти любая заупокойная суббота, в том числе родительская суббота 2-й седмицы святой Четыредесятницы, зовется родительской, потому что люди, даровавшие каждому христианину жизнь, умирают, как правило, раньше своих детей.
Но главный ответ на вопрос, озвученный выше, содержится в синаксаре. И мы его уже знаем: «Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине.
Многие весьма не редко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают.
И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмолпения и заупокойных молитв. Вот, почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви».
Напоследок стоит напомнить, что по субботам и воскресеньям в Великий пост можно употреблять в пищу виноградное вино и растительное масло дважды в день, но не утром. Больным людям делается послабление.
Автор: Пономаренко Надежда
«Сокращенное последование для молитвы дома и на кладбище» и по возможности читайте его при каждом поминовении. В крайнем случае помолитесь кратко:
«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».
Сокращенное последование для молитвы дома и на кладбище:
,,Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь."
,,Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь."
Тропарь, глас 4
,,Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой. И ныне и присно и во веки веков. Аминь."
,,Едина чистая и непорочная Дево, Бога без Семене рождшая, моли спастися душе его. Господи, помилуй." (40 раз)
Молитва:
,,Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троицу и Троицу в Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу тя величаем (поклон). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон), и ныне и присно и во веки веков. Аминь (поклон).
Господи, помилуй (трижды).
Господи, благослови (поклон).
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй и упокой душу раба Твоего (имя) в безконечныя веки, яко благ и человеколюбец, аминь, Рабу Божию (имя), усопшему вечная память, вечная память, вечная память. (И читаем трижды тропарь с поклонами):
Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя) (поклон), и елико в житии сем яко человек согреши, Ты же, яко человеколюбец Бог, прости его и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), Небесному Царствию причастника учини (поклон) и душам нашим полезная сотвори. (поклон).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2