ПЕРВАЯ КРАСОТА В ТЕРЕМЕ
У каждой постройки свой особый склад красоты. Первая красота здания в его покрытии, его кровле. Старина вообще любила крутые кровли. Высокие хоромины в 2-3 яруса покрывались нередко очень крутыми кровлями на 4 ската, которые соединялись в вершине в острую верхушку пирамиды.
Обыкновенная вышина такой кровли равнялась целой ширине её основания, иногда в ¾ или 0,5 основания. Такая кровля называлась колпаком. Если терем по окладу состоял из продольного четырёхугольника, то его покрывали иногда палаткой, а для большей красоты, бочкой.
Форма бочки получалась в срезании с окружности «бочки» 1/3, 1/4, 1/5 диаметра, и эту самую долю приставляли к вершине бочки для её заострения. Высота покрытия бочкой обыкновенно равнялась широте её основания. В такой кровле обычно и устраивали летнее жильё. На клетях, квадратных по окладу, бочки ставили крест-на-крест. Они обычно устраивались над площадками крылец, а над крестом бочки ставился ещё и шатрик, как признак того, что покрытие возвышается над сенью. На обширных квадратных клетях кровли покрывались так же кубом. Такая кровля имела четыре кубоватых округлых ската. И в целом по вышине и ширине представляла собой настоящий куб. Кровли шатром.
Что же касается покрытия кровель, то оно делалось из тёсаных досок(тёса), или колотой щепы – дранки. Выгнутые в бочку, в куб, восьмигранник покрывались лемехом(гонтом). Такие дощечки с округлостью на конце назывались чешуей. Срок службы такой кровли около 40-50 лет без дополнительных покрытий. Дранка или лемех делались в основном из осины, которая со временем приобретает серебристый цвет(как в Кижах). И это придаёт особую красоту. Когда во время второй мировой войны один из немецких лётчиков получил задание разбомбить Кижи, он не смог этого сделать, увидев как солнце отражается в этих серебристых пластинах и озаряет собой всё вокруг.
Все виды высоких и изогнутых кровель в своих спусках обделывались полицею – сломом кровельного ската в виде полки. Защищавшей стены здания от потоков дождевой воды. Под полицы иногда ставились желоба. По внутренней части эта полка украшалась всегда подвесной резьбой, составляя как бы карниз. Точно такой же полицей с подвесной резьбой украшался в верхней своей части каждый ярус хоромного здания, так что полица служила поясом для разделения ярусов по горизонтали. Протянутая по ярусам полица связывала всё строение по одной линии, раздельные хоромины в одно целое.
Кроме того, что кровля считается первой красотой, защищает дом от холода и дождя, у него неё есть ещё несколько интересных особенностей. Кровельное пространство нередко служило в качестве летней спальни и для хранения различных вещей, которыми пользовались не слишком часто.
В кровлях могли прорубаться окошки для лучшего освещения. Самые верхние теремные этажи не использовались для зимнего проживания. В это время они служили сенями, или, как бы мы сейчас сказали, тамбуром, сохраняющим тепло в доме, так как большая часть тепла уходит через потолки и крышу. Крышу дома утепляли дубовыми листьями, иногда соломой или просеянной землёй, замазывая все щели глиной. Сейчас для этих целей можно использовать костру – продукт переработки льна. И в то время, когда на улице -20С, под крышей +5С, а в самом доме уже все 20С. Этот пример показывает, как наши предки сочетали красоту и бытовую практичность.
БОГАТСТВО В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Понятие мера часто употреблялась для обозначения границ необходимого и достаточного. К примеру, в разных помещениях нужно разное количество света. В комнатах для рукоделия(светлицах) окна на 3 стороны, в спальне на одну, а кладовка обычно не предусматривает окон. То же можно сказать о размерах помещения и количестве комнат. Которые раньше обуславливались бытовыми потребностями и достраивались по мере необходимости. Так и получались хоромы. Сейчас, когда мы живём в городах, у нас нет чёткого представление о своих действительных потребностях и образе жизни в своём доме на своей земле. Это обычно приводит либо к ужиманию своих потребностей, либо к строительству неиспользуемых помещений.Во многих загородных домах коттеджного типа большой площадей, идёт увеличение уже существующих комнат, зачастую спален и сан. узлов, проходных площадей. Этим обычно хотят показать богатство и роскошь. Что весьма спорно с разумной точки зрения. В понятиях русской старины, всё, что выходит за рамки меры, называют зело. Что очень походит на понятие «зло». Выход за рамки меры приводит к излишним тратам. В данном случае при отоплении и самом строительстве. И говорит скорее о расточительстве.
У наших предков были иные представления о способах выражения своего достатка. Как и о самом понятии богатства, которое происходит от слова Бог. А человек, который помнит об источнике своего богатства, заботится об обществе и мире, заслуженно живёт в достатке. Божественным предки считали то, что излучает свет, греет и кормит. Отсюда очень уважительное отношение к печи, женщине, солнцу. Потому резные солнечные орнаменты, с образами плодородия, как на фронтоне(челе) дома, так и на гребне - выражение богатства человека, его устремления к богу. Как и высокие терема.
Богатство – сделать смотровую вышку, высокие потолки, искусную резьбу. Богатство в разнообразии замыслов, объёмов и форм, совмещённых с бытовой необходимостью. Богатство – высокое крыльцо – место для проводов и встреч. Печь в доме с живым огнём – это настоящее, понятное всем богатство. Разум же – богатство самого человека – способность видеть мир ясно, действовать осмысленно и точно. Находить меру и способы выражения своего богатства.
Автор: Игорь Меркулев


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев