при этом сам он был склонен приуменьшать свою роль в создании того или иного песнопения, воспринимая его прежде всего как компонент богослужения. Он утверждал: «Роспев принадлежит Церкви (не отцу Матфею), икона принадлежит Церкви, композиция иконы принадлежит Церкви — если все это соответствует каноническим нормам. Поэтому и пение должно быть богослужением. <…> Поя — служи! Служа — пой!».
⠀
При первом знакомстве со стилем обработок архимандрита Матфея светский музыкант, скорее всего, испытает разочарование, усмотрев явное преобладание повторности над вариативностью. Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидно, что эта повторность несет в себе мощный потенциал обновления, которое не привносится извне, но вызревает внутри музыкальной материи. Варьирование у о. Матфея, как и в церковно-певческом искусстве вообще, сродни стихии народного песнетворчества: в устной традиции песня даже в устах одного и того же певца никогда не повторяется буквально. Если же соотносить вариативность церковного пения с вариационными процессами, свойственными композиторской музыке, то здесь наиболее родственными явлениями окажутся «вариантность» или «вариационность типа прорастания».
⠀
📝Т. Старостина. «О принципах варьирования в обработках архимандрита Матфея (Мормыля) на примере Херувимской песни»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев