О происхождении Брянска
К 1040-летию г. Брянска
Первое письменное сообщение о нашем городе относится к далекому 1146 году. Ипатьевская летопись, рассказывая об усобице киевского князя Изяслава Мстиславича и его союзников, черниговских князей Давидовичей, с новгород-северским князем Святославом Ольговичем, сообщает, что Давидовичи дошли до
Дебрянска (входившего во владения Святослава) и захватив его, поставили там своих посадников. Исследователи связывают название «Дебрянск» со словом «дебрь» и лесистой, труднопроходимой местностью, где располагался древний город.
Косвенные признаки, что Брянск мог быть старше, можно отыскать всё в той же Ипатьевской летописи, где Владимир Красное Солнышко
«стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать мужей лучших от славян, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города». Выходит, некие поселения на берегах Десны появились уже во времена крещения Руси.
Историк-славист М.Н. Тихомиров считал, что в домонгольский период Брянск ещё не был значительным городом, потому и редко упоминался в летописях. Расти и развиваться он стал позднее, когда под влиянием татаро-монгольских набегов население Руси двинулось в густые леса в верховьях Десны и Оки. Но если поначалу поселение было совсем небольшим, и писали о нём нечасто, как же установить его реальный возраст?
В ситуации, когда для более точной датировки не хватает сохранившихся письменных источников, на помощь приходит археология. Сперва предполагалось, что Брянск ведет свое начало с городища на Покровской горе. Группа археологов, которым помогали студенты Брянского строительного техникума, в начале 1970-х годов получила разрешение от властей приступить к раскопкам и исследованию культурного слоя, который постепенно, пласт за пластом, становился все древнее. Сообщения о работе археологической экспедиции можно обнаружить в местных газетах тех лет. В газете «Брянский рабочий» о ходе раскопок на Покровской горе писала археолог, научный сотрудник Института археологии Академии наук СССР, Т. В. Равдина.
Первый этап работ по изучению древнего поселения пришелся на 1970г. Ко второму этапу приступили осенью 1971г., а сам раскоп на этот раз был втрое больше предыдущего. На участке площадью 50 квадратных метров археологами были обнаружены несколько погребов, обломки глиняной и стеклянной посуды, в том числе из западноевропейского стекла, ножи, топор, замок, кресало, железная стрела, два амулета из фаланги и клыка медведя, а также два нательных бронзовых креста, сердоликовая бусина и обломок стеклянного браслета.
В самом древнем культурном слое, помимо огромного количества керамики и костей животных, нашли ключи, точильные бруски, костяной двухсторонний гребень, обломки облицовочных плиток, удила, украшенное железное стремя и короткий мягкий кожаный башмак XIII века. Много в этом слое было обломков от стеклянных браслетов, типичных для археологических памятников XII-XIIIвв. Самой древней из находок стали осколки сосуда для питья, изготовленного из тонкого желтоватого стекла с фиолетовым узором. Как писала Т.В. Равдина, посуда такого типа после монгольского нашествия уже не встречается.
Между тем, очень характерных для XII века предметов – южных амфор и пряслиц из розового сланца – здесь обнаружено не было. Хотя в располагавшемся относительно недалеко древнем Вщиже их было найдено предостаточно. Толщина культурного слоя Покровской горы указывала на середину XIIв., а ведь городу нужно было прожить десятки лет, чтобы оставить археологам следы своего существования. Возможно, упоминавшийся в летописях город на Десне находился где-то в другом месте.
И вскоре это место было найдено. Им оказалось живописное урочище Чашин курган, расположившееся там, где Болва впадает в Десну. Древнее городище, таким образом, располагалось на развилке двух важных водных путей: один из Киева по Десне, другой – в смоленские земли. В условиях Древней Руси, когда сухопутные дороги были доступны очень небольшую часть года, именно реки становились связующими артериями, движение по которым не останавливалось ни летом, ни зимой. Археолог и академик Б.А. Рыбаков также считал, что Десна выступала в роли естественной границы между племенами вятичей и радимичей, а Брянск находился на земле радимичей.
К исследованию Чашина кургана в 1976г. приступил брянский археолог и краевед Ф.М. Заверняев, в итоге отождествивший это место с изначальным, летописным Брянском. На вершине холма и сейчас заметен древний оборонительный вал. В ходе раскопок археологами (которым помогали учащиеся школы №20 и студенты Брянского педагогического университета) было отрыто более десяти жилищ, хозяйственные постройки, ямы-хранилища – это позволило утверждать, что речь действительно идет о городе, а не просто о мелком средневековом поселении. Здесь было обнаружено множество предметов: посуда, в том числе стеклянная, и её фрагменты, привозные пряслица, бусы, нательные кресты и медная иконка, те самые южные амфоры из Крыма, замки, ножи, ножницы, конская упряжь, инструменты, фрагменты вооружения. Нашлось даже бронзовое писало – вещественное свидетельство того, что жителям поселения была знакома письменность.
Следует закономерный вопрос – почему жители ушли из поселения на Чашином кургане? На то, что город прекратил свое существование, указывает чёткий слой пожарища, обнаруженный в ходе раскопок. Одни исследователи называют причиной сожжения набег татаро-монголов, другие – княжескую усобицу. Так или иначе, жители ушли отсюда, закрепившись ниже по течению Десны, в месте, которое позже назовут Покровской горой.
Новое поселение в районе Чашина кургана (село Городище) возникло только в XVI веке, а в состав Брянска оно вошло в 1956г. Что интересно, среди местных ещё в царские времена ходили разговоры о кургане (который прозвали Кудеяровым, от имени легендарного разбойника Кудеяра), где, якобы, хранятся несметные богатства. Известно, что в конце XIXв. некий крестьянин Иван Морозов даже просил Императорскую археологическую комиссию разрешить ему продолжить раскопки в с. Городище Брянского уезда, которые были остановлены становым приставом. Целью своих работ Морозов называл как раз «отыскание клада».
Получив, по-видимому, положительный ответ, Морозов в конце мая 1893г. вернулся к исследованию кургана. Ему помогали местные жители, также заинтересовавшиеся разбойничьими сокровищами. Они откопали большое количество глиняных черепков и костей животных, железный ключ, кусок медного котла, а также два больших камня, на одном из которых была металлическая табличка с непонятными письменами – настоящее богатство для историка, но совсем не то, на что рассчитывали незадачливые кладоискатели. Углубившись на 10 метров, они наткнулись на постройку – бревенчатый настил, под которым явно была полость. Но поиски пришлось прекратить: воздух стал удушливым, свечи гасли, рабочие жаловались на головокружение. Недовольны были и жители Городища, пожаловавшиеся властям на «хищнические раскопки». Так или иначе, о кургане и том, что он скрывает, забыли почти на целый век.
После успешных раскопок, проведенных под руководством Ф.М. Заверняева на Чашином кургане, Институт археологии АН СССР в начале 1980-х подтвердил приближающееся тысячелетие Брянска. Академик Б.А. Рыбаков выступил с официальным заявлением:
«Есть все основания полагать, что древний Брянск был основан в 80-е годы X века». На сегодняшний день датой основания города принято считать 985г. К празднованию тысячелетия города в 1985г. подошли с размахом: построили киноконцертный зал «Дружба», большую гостиницу «Брянск», бассейн ДОСААФ. Газета «Брянский комсомолец» неоднократно выпускала материалы, посвященные истории Брянска, проводила исторические викторины.
Немало древних поселений с течением лет обезлюдели и исчезли с карт. Брянск в этом случае можно назвать счастливым исключением: однажды закрепившись здесь, люди более не покидали этих мест. В городе, теперь раскинувшемся на обоих живописных берегах Десны, они возделывают землю, торгуют, развивают промышленность, занимаются искусством, растят детей – поколение за поколением, уже больше тысячи лет.
_______________________
Источники:Государственный архив Брянской области. Фотоальбом № 53.
Заверняев Ф. М. Год рождения – 985-й // Брянский комсомолец. 1985. № 16 (5767). С. 4.
Краснощекова С. Д., Красницкий Л. Н. Археология Орловской области. Орел, 2006. С. 51.
Михеева Т.В. Здесь древнего города начало (к 70-летию образования в г.Брянске Советского района).
Полное собрание русских летописей. 1871. Т. 2. С. 83.
Равдина Т. В. Пласты веков: археологические раскопки Брянска в 1971 году // Брянский рабочий. 16 сентября 1971г. № 218. С.2.
Тихомиров М. Н. Древнерусские города. М., 1956. С. 348.
________________________
Фотографии празднования 1000-летия Брянска на Свенской ярмарке. 1985г. Из фондов ГКУ БО ГАБО:
Нет комментариев