В отличие от отца мать Зоя Аполлоновна Николаева занималась музыкой профессионально. В молодости она окончила фортепианное отделение Московской консерватории и, связав свою судьбу с Бежицей, нашла здесь обширное поле для культурно-просветительской деятельности. Она создала музыкальную школу, воспитала множество учеников.
С 3-х летнего возраста Таня начала заниматься музыкой и учиться играть на фортепиано. «Меня никто не подталкивал к роялю, не понуждал особенно к работе,— вспоминала Николаева.— Никто не настаивал, видя меня за клавиатурой — больше, больше... Может быть, именно поэтому я так любила свои занятия. Помню, став постарше, часто выступала перед знакомыми и гостями, которыми был полон наш дом. Уже тогда, в детстве, это и волновало, и приносило большую радость».
В тринадцать лет юная Таня поступила в Центральную музыкальную школу в Москве. Очарованный ее музыкальностью Александр Борисович Гольденвейзер берет девочку в свой класс и Татьяна становится его лучшей ученицей, преданной своему педагогу, старающейся перенять от него все, что возможно. Сама Николаева так оценивала роль А.Б. Гольденвейзера в своей судьбе: «Он научил меня не только играть на фортепиано, он научил меня жить, видеть жизнь во всех проявлениях».
От Александра Борисовича девушка переняла традиции русской школы игры на фортепиано. Музыкальные умения, полученные в классе Гольденвейзера, прекрасно сочетались с личностью самой Николаевой. Главными чертами ее фортепианной игры изначально были естественность, простота, выстроенность формы, сочетание внутренней свободы с абсолютным чувством ритма, удивительная мелодичность…
Разумеется, публика не могла не оценить выступлений юной пианистки. В 1945 году Татьяна Николаева получила первую премию на конкурсе Московской филармонии, посвященном А.Н. Скрябину. Через два года пианистка стала обладателем второго места на Первом Всемирном фестивале молодежи и студентов в г. Праге.
В том же, 1947 году, Николаева с отличием закончила фортепианный факультет Московской государственной консерватории, а три года спустя она получила диплом композиторского факультета. Ее дипломная работа, Первый фортепианный концерт, принесла ей Государственную премию СССР.
Сразу же после окончания консерватории Т.П. Николаева начала активную концертную деятельность, продолжавшуюся почти полвека. На сольных концертах исполнительницы в Малом зале московской консерватории всегда был аншлаг: репертуар пианистки в сочетании с ее исполнительским мастерством притягивал слушателей, как магнит.
В 1950 году Николаева выиграла главный приз Международного Баховского конкурса, посвященного 200-летию смерти И. С. Баха. Членом жюри этого конкурса был Д.Д. Шостакович. В дальнейшем Татьяна Николаева стала первым исполнителем 24-х Прелюдий и фуг Шостаковича. С тех пор композитора и пианистку связывала многолетняя дружба.
Нет комментариев