
Местное рекрутское депо для пехотинцев еще в 1811г. императорским указом было перенесено в Стародуб. В
#Брянске взамен него создавалось депо для подготовки артиллеристов, для его формирования из Нижегородской губернии было прислано 800 новобранцев. Учитывая стратегическое значение и расположение Брянска, после начала военных действий его оборона была поручена Калужскому ополчению.

В начале XIX века, в канун Отечественной войны 1812г. отливкой артиллерийских орудий в Российской империи занимались только два арсенала – Петербургский и Брянский. По подсчетам исследователей, в частности, историка Л.Г. Бескровного, только за осень 1812г. русская армия получила из Брянска 216 орудий.
В начале XIX века, в канун Отечественной войны 1812г. отливкой артиллерийских орудий в Российской империи занимались только два арсенала – Петербургский и Брянский. По подсчетам исследователей, в частности, историка Л.Г. Бескровного, только за осень 1812г. русская армия получила из Брянска 216 орудий. Часть из них была отправлена на передовую, часть ушла в Орел и Нижний Новгород для вооружения резервов. При продвижении противника арсенал предполагалось эвакуировать из города, для этих целей в Карачевском и Брянском уездах готовилось около двух тысяч подвод, однако до этого так и не дошло.
Основным зданием Брянского арсенала был так называемый «литейный дом», построенный в 1785г. и расположенный на Московской улице (ныне ул. Калинина). Именно там находились плавильные печи и отливались артиллерийские орудие. Комплекс литейного дома и прилегающих строений образовывали на берегу Десны своеобразный прямоугольник из промышленных зданий. К настоящему времени основная их часть разрушена либо снесена, а немногие сохранившиеся памятники архитектуры (прежде всего, Дом культуры завода «Арсенал») находятся в аварийном состоянии.
Основным хранилищем для изготовленной продукции арсенала были так называемые Галерные дворы, где располагались складские помещения. Это место и сейчас сохранилось в топонимике Брянска – одно из ответвлений улицы Красноармейской, примыкающей к улице Калинина, носит название Галерной улицы. Также склады находились в районе современного Черного моста. В те годы никакого моста здесь еще не было, а местность носила название Черного брода.
Брянщине принадлежала значительная роль в обеспечении армии одеждой, обувью и продовольствием. Большой склад для снабжения западных частей русской армии был устроен в Трубчевске. Там хранились мука, крупы, сухари и овес для кормления лошадей. Из девяти «магазинов», как тогда назывались эти склады, трубчевский уступал в размерах только тверскому и киевскому. При этом центральные власти, видимо, не предполагая, что фронт может продвинуться так глубоко, почти не озаботились охраной склада. В итоге его защитой занялся местный чиновник Яков Иванович Похвиснев, организовавший внутреннее ополчение из числа местных жителей.
Население уездов постоянно привлекалось для перевозок и подвоза продовольствия, транспортировки раненых. В конце 1812г. в Брянске было оставлено на полном обеспечении жителей города 214 раненых и больных солдат. На их содержание было собрано 5 тысяч рублей. Обустраивались лазареты. Также, с появлением захваченных в плен иностранцев, лазарет для пленных был оборудован в доме купца Василия Беляева.
Сражений в непосредственных окрестностях Брянска в ходе Отечественной войны не было, однако до брянцев дошли отголоски кровопролитной битвы за Смоленск, состоявшейся 4-6 августа 1812г. Вероятно, беженцы и вести об отступлении русских войск подвигли горожан провести в воскресенье 11 августа 1812г. крестный ход, пронеся вокруг Брянска икону Божией Матери из Свенского монастыря.
Тем временем, группы французов уже продвигались к Рославлю, что создавало новые потоки беженцев. В Рославле городской голова Иван Полозов сумел создать из местных своего рода партизанский отряд. Уже в конце августа он просил командовавшего этим участком фронта генерал-майора Ф. А. Бухмейера разместить в Брянске плененных его отрядом французов, поляков и испанцев, общим количеством в несколько сотен человек. Бухмейер сумел добиться выделения и отправки в Рославль на подмогу 30 конных казаков. Орловская губерния не входила в состав регионов, где формировались ополчения, однако при приближении противника население уездов по личной инициативе собирало ополченцев. Всего таким образом набралось более 30 тысяч человек. Брянское дворянство также организовало внутреннее уездное ополчение под командованием майора барона П.И. Витте. Отряд из пятисот с лишним человек, больше половины из которых были кавалеристами, расположился на границе Брянского и Рославльского уездов.
Население, как сельское, так и городское, активно участвовало в снаряжении армии и ополченцев. По подсчетам архивиста, историка Л.Ф. Осипенко, сборы на ополчение составили 40 с лишним тысяч рублей, на продукты для армии и поставку фуража изыскали еще почти 50 тысяч, и это не считая собранной теплой одежды, валенок и сухарей, а также фуража. Активными жертвователями были городской голова, гласные городской Думы, городничий и уездный предводитель дворянства.
После разорения Рославля французами в первой половине сентября 1812г. и их продвижения в сторону Брянска, М.И. Кутузов предписал командующему Калужским ополчением В.Ф. Шепелеву создать отдельный брянский корпус и отправить его для защиты города. Брянцы, узнав об оставлении Рославля, провели в городе еще один крестный ход. Угрозу представлял и собиравший людей в Могилевской губернии шляхтич Голынский, намеревавшийся ударить по Брянску и Мглину. Однако отряды Черниговского и Полтавского ополчений под командованием Н.В. Гудовича сумели устранить угрозу.
К концу осени 1812г. в Брянске был создан мощный артиллерийский резерв, в дополнение к нему в Стародубе создавался резерв тяжелой кавалерии. Для отпора бандам мародеров, отколовшихся от наполеоновской армии, в Брянске и Карачеве размещались гарнизоны Тульского ополчения.
Уже зимой на Брянщину потянулись и конвои с пленными французами. Так, воспоминания о своем пленении и нахождении во Мглине оставил военный медик 2-го гренадерского полка Императорской французской гвардии де ля Флиз.
Нет комментариев