Любая хозяйка подтвердит, что стирка белья не так утомительна, как его глажка. После стирки – ручной или машинной – белье нужно гладить.
Первое упоминание об утюге найдено в книге расходов царского двора. Запись датирована 10 февраля 1636 года. Упомянутый и описанный утюг стоимостью 5 алтын принадлежал к самому простому нагревательному типу. Весил около 10 килограммов и был монолитным.
Впрочем, как ни странно, приспособления для разглаживания одежды были изобретены очень давно. Самым давним их них археологи признают плоский, тяжелый камень. На наскальных рисунках древних ацтеков процесс глажения запечатлён так: чуть влажную одежду расстилали на ровной поверхности, придавливали сверху другим камнем и оставляли на время под этим прессом до полного высыхания. Для разглаживания одежды использовались и слегка обработанные нагретые булыжники.
В IV веке до н. э. в Древней Греции применялись способы плиссировки одежды из полотна с помощью горячего металлического прута, напоминавшего скалку. Спустя 2 столетия древние римляне гладили свои туники и тоги при помощи металлического нагретого молотка: морщины из одежды просто выбивались многократными ударами.
В средневековой Европе для глажки одежды использовали специальные гладильные камни, напоминающие грибы. На таких камнях размещали мятую одежду и били по ней палками. Горячие пластины из железа для глажки складок и ткани появились в Европе уже в XVI веке. Были популярны и особые железные кружки – «гавки», — которые наполняли горячей водой и гладили с их помощью одежду. Между тем, говорят, что настоящий утюг известен уже две с половиной тысячи лет.
В Московии до введения в обиход утюгов в эпоху Смуты поляками и литовцами одежда не гладилась. На Руси рубахи и порты были, в основном, из натуральной льняной ткани, и после стирки и сушки требовалось хорошо размять для придания мягкости и ворсистости. Для того, чтобы прогладить ленту или полотенце, требовалось приложить немало усилий. Это осуществлялось оригинальным способом.
Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку, которая укладывалась на край стола, после чего несколько раз тщательно прокатывалось «рубелем» — длинной плашкой из древесины твёрдых пород с поперечными скруглёнными (обычно) рубцами (т.н. рифлёная) на нижней поверхности и рукоятью на одном конце. Более крупные вещи, например, рубахи, гладили, накручивая на скалку по частям.
Верхняя же поверхность рубеля оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором. Так, во Владимирской губернии рубеля, украшенные геометрической резьбой, отличались необычайной длиной, на реке Мезень рубеля делались широкими, слегка расширяющимися к концу, а в Ярославской губернии, кроме геометрической резьбы рубель иногда украшала объёмная скульптура, которая, выступая над резной поверхностью, служила в то же время и очень удобной второй ручкой.
Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании. Рубель с характерным стуком перекатывал скалку, рёбра его при этом разминали волокна ткани, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда и пословица: «Не мытьем, а катаньем». Это приспособление называлось также «ребрак», «раскатка», «пральник» и тому подобное. На Русском Севере рубели называли «катальными палками». Оно просуществовало в русских деревнях некоторых регионов до конца XX века. Вспомните хотя бы фильмы «Тихий Дон» или «Кадкина всякий знает», где героини как раз и используют для глажки рубель.
Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента. В отличие от бытовых рубелей, музыкальные в одной из боковых торцевых сторон имели высверленную резонаторную полость (не сквозную). Кроме того, музыкальный рубель менее длинный, а рубцы его имеют более острые грани. При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук. Рубели и сейчас иногда используются оркестрами народных инструментов или фольклорными коллективами.
В средневековье стали использовать иное приспособление. Выглядело оно практически так же, как обычная сковородка: внутрь чугунной жаровни с ручкой закладывались горячие угли (или сковороду нагревали на горячих углях) и «сковородой» начинали водить по одежде. Ясное дело, что этот «утюг» не отличался удобством и безопасностью: работать с его помощью было неловко, искры и мелкие угольки то и дело вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки.
Во второй половине XVIII в. утюг (от древнетюркского словосочетания "ўтюк", "ütüɣ": «ўт» — огонь, «юк» — груз, положить) прочно входит в господский быт. В это время уже было налажено промышленное производство «духовых» утюгов: их производили Демидовский и некоторые другие литейные заводы. Первые утюги были угольными. Во внутрь утюга специальными щипцами или совочками накладывались тлеющие угли из печи, затем утюг закрывали с помощью крючка - защелки. Хозяйка брала утюг в руку, делала несколько резких взмахов, воздух попадал в отверстия, расположенные рядом с днищем, угли разгорались и днище утюга разогревалось до малинового свечения. Конечно, чтобы гладить таким утюгом, требовалась немалая физическая сила и определенный навык: надо выло уметь так регулировать температуру, чтобы не подпалить тонкое, дорогое белье. В портняжных мастерских, в людных салонах непременно были мальчики - ученики, в чью обязанность, входило разогревать утюги. Обычно в таких заведениях, как и в богатых домах, было по несколько утюгов (2-3): одним гладили, другой разогревали. Тяжелый горячий утюг невозможно было долго держать в руках. И поставить его просто на стол или на гладильную доску было нельзя, раскаленный утюг мог подпалить ткань или стол. Поэтому утюги продавались с подставками.
Утюги стоили очень дорого, их передавали по наследству от матери к дочери. Наличие утюга в доме считалось символом достатка и благополучия его хозяев. Нередко в мещанских домах утюг, стоящий в качестве украшения на видном месте, на отдельном столике или на этажерке, застланной вышитой или кружевной салфеткой, наряду с самоваром и часами–ходиками, был гордостью хозяек и украшением домов, и как бы невзначай демонстрировался всем гостям. Поэтому мастера старались сделать утюги красивыми и нарядными.
При литье их украшали орнаментом. Для особо знатных особ могли изготавливаться утюги самых причудливых форм. Могла быть сделана и инкрустация медью по железу, а у утюгов побогаче – даже серебром. Ручки обычно вытачивали из дерева гладкими либо фигурными, их украшали фигурами птиц, коней, растительным орнаментом. В 1868 году запатентовали даже музыкальный утюг – издающий при глажке мелодичные звуки. Это милосердное изобретение было призвано сделать работу белошвеек и гладильщиц менее изнурительной. Антиквары тоже не отстали, так есть такие шедевры, как… хрустальный утюг фирмы “Баккара”, принадлежавший Карлу Х… Так что утюг — это маленький шедевр человечества, искусство…
Однако у угольного утюга существовал одни недостаток: нередко, во время глажения, зола от сгоревших углей просыпалась на белье. И тогда, мастера - литейщики придумали новый тип утюга - нагревательный. Он ставился на плиту в печи, или на специальную металлическую плитку, раскалялся и выл готов к работе. Цельнолитой утюг - сделан из чугуна или бронзы. Нагревается на печи, электроплитке, газовой плите на медленном огне минут 50. Пользоваться им без прихватки нельзя.
Но и от такого утюга тоже оставались следы на белье; поэтому появляется еще одна разновидность утюга - с нагревательным элементом. В его корпус вкладывалась предварительно раскаленная чушка, от которой нагревалась подушечка утюга.
Существовали более усовершенствованные конструкции цельнолитых утюгов - парные утюги: одна общая съемная ручка на два чугунных полотна. Одно полотно нагревают, другим гладят, в результате - непрерывный процесс глажения белья. Мастера экспериментировали с материалом и на смену тяжелому чугуна пришли латунь и бронза.
Кстати литые чугунные утюги производились (в том числе и в СССР) даже в 60-х гг. XX века: несмотря на то, что уже давно был изобретен электрический утюг. Это происходило потому, что во многих домах ещё не были предусмотрены розетки. Кроме того в какой-то момент прогресс в быту в СССР был жестоко отброшен назад военными реалиями: в 40-е годы, в начале войны, “электророзетки приравняли к шпионам”. Из розетки чуткое империалистическое ухо подслушивало тайны, беспечно выбалтываемые на коммунальных кухнях. Да и с электроснабжением население поприжали. Почти во всех районах Московской области и кое-где в Москве запретили пользоваться розетками, чтобы предотвратить “кражу электроэнергии у государства”. Розетки опечатали, по домам регулярно ходили с инспекциями, изымая электроплитки и самодельные обогреватели. Впрочем, лампочку Ильича людям все же оставили. Разумеется, москвичи тут же нашли выход: в ламповое гнездо вкручивали хитрую комбинацию из розетки и патрона на самодельной колодке, что позволяло одновременно врубить плитку и не сидеть в темноте. Назывался такой механизм “жулик”.
Кстати, в Польше до сих пор производят тяжелые чугунные утюги, причем у них есть свои фанаты.
В большинстве своем утюги были тяжелые и громоздкие, а туалеты модниц украшали мельчайшие складки, кружева и рюши. Для удобства глажения такого белья и украшений изготавливались специальные, маленькие утюжки нагревательного типа.
Портновское дело без утюга трудно себе представить. У портных есть поговорка: «Портной гадит – утюг гладит». Может быть, она не очень красиво звучит, но суть отражает верно. Без утюжки, растяжки и других операций, которые надо делать после каждого шва (для них есть специальные термины: разутюжить, заутюжить, приутюжить, выутюжить)- хорошую вещь не сошьёшь. Есть даже такой портновский термин «пристукнуть», обычно это делается по краю борта или по толстому месту в шве.
В конце XIX века стали производить газовые утюги. Принцип их работы был тот же, что и у газовых плит: утюг разогревался от горящего газа. В корпус такого утюга была вставлена металлическая трубка, подсоединённая другим концом к газовому баллону, а на крышке утюга располагался насос. С помощью насоса газ загонялся в нутро утюга, где, сгорая, нагревал гладильную подошву. Легко представить, насколько опасными были такие утюги: по их вине нередко происходили утечки газа — со всеми вытекающими отсюда последствиями: взрывами, пожарами и жертвами.
В начале XX века всё большей популярностью стал пользоваться более безопасные, нежели газовые, спиртовые утюги, рекламу которых можно было встретить в журналах 1913 года, напоминающие керосиновую лампу и работающие по принципу горелки: в специальную емкость, от которой в корпус утюга шли трубочки с отверстиями, заливался спирт, который поджигался по мере необходимости. Горящий спирт согревал подошву утюга. Достоинство такого утюга было в том, что разогревался он быстро, весил не очень много, его можно было использовать как дорожный вариант. Вот только стоил такой утюг, что называется «как чугунный мост», а если быть точным, как небольшое стадо овец или хорошая корова. К тому же из-за дефицита спирта такое новшество долго не просуществовало.
Были и алюминиевые утюги, созданные не для глажения, а для вывоза цветного металла за рубеж.
В 20-е годы ХХ века, с появлением электричества и развитием техники, стали выпускать первые электрические утюги. Хотя днем рождения электрического утюга можно считать 6 июня 1882 года, когда американец Генри Сили запатентовал изобретенный им электрический утюг, нагревательным элементом которого была электрическая дуга между угольными электродами, к которым подводился постоянный ток. Ранние модели электрических утюгов были небезопасны (из-за несовершенства конструкции они сильно били током), но к 1892 году компании General Electric и Crompton &Co модернизировали электроутюг, начав использовать в его конструкции нагревательную спираль. Такая спираль, спрятанная внутри корпуса утюга перед его подошвой, была надежно изолирована от корпуса. Наконец-то бить своих владельцев током утюги перестали, и пользоваться ими стало намного безопаснее.
В 1903 году американец Эрл Ричардсон предложил домохозяйкам опробовать облегченный утюг с электрическим нагревом. Эксперимент удался, и через 2 года Ричардсон создал усовершенствованную модель своего утюга, которая стала пользоваться необычайным спросом не только в Америке, но и во всем мире.
С точки зрения электротехники, их принцип основывается на выделении тепловой энергии при прохождении электрического тока через резистивный нагревательный элемент. Как правило, конструкция утюга предусматривает расположение нагревательного элемента как можно ближе к подошве и наличие ручки из термоизолированого материала во избежание ожогов. В современных электрических утюгах есть небольшой резервуар для воды, вода используется для образования пара, позволяющего добиться большей эффективности глажения. Регулировать количество пара помогает клапан пара (игла), который также уменьшает образование накипи в нагревательном элементе утюга.
Ранние модели электрических утюгов не имели регулировки температуры, нагревательный элемент в них был включён в сеть постоянно. Необходимо было отслеживать момент, когда подошва утюга достаточно нагреется, и отключать его от сети. К 30-м годам XX века в конструкции электрического утюга появился важный элемент — термостат, который стал следить за температурой и отключать нагревательную спираль, когда достигался необходимый уровень нагрева подошвы. А в конце 70-х годов и сами подошвы утюгов видоизменились: они, наконец, перестали быть металлическими и стали стеклокерамическими. Новый материал значительно снизил коэффициент трения основания утюга о ткань, и теперь все современные устройства скользят по ней, что существенно облегчает глажку.
В современных подошвах обычно используется термостат на основе биметаллической пластины, который позволяет приближённо задавать требуемую температуру. В некоторых моделях используют диммеры. Шкала регулятора часто размечена символами. Также вместо биметалла в утюгах используется электронный датчик температуры, и управление происходит с помощью электронной платы, которая также отслеживает положение утюга и отключает нагрев в случае превышения установленного временного интервала. Это обеспечивает пожаробезопасность помещения, где используется прибор. Также в утюгах используют специальную насадку для деликатных тканей, которая позволяет гладить такие ткани, как шёлк, синтетика и другое. В последнее время всё чаще стали появляться утюги с электронной системой контроля температуры подошвы. Такая система позволяет более точно контролировать температуру подошвы утюга.
Для облегчения работы утюги снабжаются увлажнителями. Причем конструкции их были самыми разными. В конце XIX века две дамы получили в Германии патент на утюг, к носу которого крепилась дополнительная площадка со стаканчиком, заполненным водой. В дне стакана было отверстие, которое закрывала пробка с длинной ручкой. Стоило надавить пальцем на ручку, как пробка открывалась, и вода попадала на ткань. Некто Б. Кратц поступил значительно проще: он прикрепил к ручке утюга резиновую грушу с мелкими отверстиями. Грушу заполняли водой и, когда требовалось, просто сжимали ее рукой – вода брызгала, словно из лейки.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев