Как оказалось, коллектив ударно поработал поэтому и имеет хорошие показатели, а по итогам работы за год Министерство автомобильной промышленности присудило цеху переходящее Красное знамя. Но и в этом передовом коллективе завода без проблем не бывает. Последним этапом перед отправкой значительной части продукции является участок термической упаковки. Как раз во время моего визита оборудование простаивало. Как сказала одна из работниц отсутствовала специальная (около 200 микрон толщины) полиэтиленовая плёнка. Начальник цеха Геннадий Топорков потом пояснил, что она не «фондируется» и снабженцы достают её в обмен на карбюраторы и бензонасосы.
Поведал Геннадий Александрович и о других проблемах – малых и больших. В номенклатуре основных цехов побочные изделия для цеха ширпотреба всегда на втором плане. Если будет задержка с выпуском деталей для карбюраторов или бензонасосов, то плохо будет не только директору завода, но и руководству АвтоВАЗа, а уж начальнику цеха и подавно. Задержка же с деталями для ТНП только начальнику цеха.
И ещё, начальники основных цехов отчитываются за объём, а не за номенклатуру. Детали для цеха №53 составляют один-два процента всего объёма. Получается как в математике – такой ничтожной величиной можно и пренебречь.
Недавно на заводе прошла реорганизация ремонтных служб. Их объединили в один отдельный цех. До этого они были в меньшем количестве, но в каждом основном цехе, то есть под рукой. Теперь же при любой поломке оборудования их нужно было вызывать по длинной цепочке – писать заявку, подписывать её двумя-тремя начальниками, и пока придёт слесарь-ремонтник пройдёт полсмены, а то и вся смена.
Естественно возникает вопрос: выгодно ли изготавливать товары народного потребления для завода или нет? Ответ на этот вопрос дала заместитель начальника планово-экономического отдела Наталья Сперанская. «Для цеха по выпуску ТНП тоже есть план на уровне примерно шести миллионов рублей. Рентабельность замечательная, на затраченный рубль после реализации получаем полтора рубля. Наша продукция идёт нарасхват, так как в целом по стране ширпотребу не придаётся большого значения. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в любой магазин, – пояснила она. – Иными словами причину нужно искать не в экономической выгоде, а в отсутствии мощностей на заводе».
Да, автоагрегатный завод – предприятие по союзным меркам передовое и имеет великолепную возможность производить ТНП. Да и коэффициент использования оборудования здесь составляет далеко не единицу, как этого требуют нормативы. Более того, завод имеет даже ряд заявок на производство товаров народного потребления, но удовлетворить их не может по причине отсутствия мощностей.
Тогда почему бы не выделять прибыль, которую получает завод от производства ТНП, в отдельную статью, чтобы затем расходовать её исходя из потребностей роста выпуска ТНП. Раз государство уделяет большое внимание выпуску товаров для народа, то почему бы нашим заводам не установить льготные отчисления прибыли в госбюджет от производства этих товаров.
Директор завода посетовал на то, что эти предложения годились бы только для нормально действующего хозяйственного механизма, так как ныне не конвертируемый рубль, которым мы пользуемся на внутреннем рынке, проблем завода не решит. Для того, чтобы приобрести приличные станки, предприятию нужна валюта, которую ВАЗ не даёт.
Вывод прост. Не осознав объективную необходимость изменения отношения к производству ТНП, нам в ближайшие годы не удастся утолить существующий товарный голод. Даже если все цеха (производства) Автопрома будут работать так же производительно, как коллектив цеха №53 ДААЗа.
(«Автостроитель», 1985 г.)
Сёмин, Н.Н. На переломе веков и тысячелетий. Историко-краеведческое публицистическое издание. – Димитровград : Сёмин Н.Н. 2013. – 306 с.
Нет комментариев