Правда, только до XIII века
В современной венгерской кухне блюд из конины не встретить, однако, если бы мы оказались в XIII или даже в XVI веке, нам предложили бы такой деликатес. Это выяснили археологи, которые изучили пищевые отходы в 198 поселениях средневековой Венгрии (из них 154 — на современной территории страны, а остальные — в Австрии, Хорватии, Румынии, Сербии и Словакии, где жило венгерское население). Они же выяснили, что решающий удар по употреблению мяса лошадей нанесли не христианские проповедники, а ордынское нашествие на эти земли, которое началось в 1241 году. После этого потребление конины пошло на спад.
Когда мадьяры пришли на территорию Венгрии в IX веке нашей эры, они принесли с собой и обычаи. Например, погребение людей вместе с их ездовыми животными, которое практиковалось для знатных воинов. Судя по результатам анализа костей и следов на них, лошадей не просто хоронили целиком, а разделывали — часть туши, как правило, клали в могилу, а остальное, возможно, употребляли в пищу. Следы порезов указывают на то, что мясо с костей снимали ножом. Это даёт основания полагать, что конина могла быть частью ритуального угощения или погребального обряда. Причём не обязательно регулярной едой, но значимым элементом культурной традиции — подобно тому, как у многих кочевых народов мясо коня считалось «пищей воина». До мадьярского завоевания количество костей лошадей со следами разделки было крайне мало.
В 1000 году основывается христианское королевство Венгрия под управлением династии Арпадов и, казалось бы, эта традиция должна уйти в прошлое. Стефан I был первым и последним королем, который крестился по византийскому обряду, а в этой ветви христианской церкви табу на поедание конины было более строгим. Это считалось языческим обычаем: например, поедание конины было частью ритуала коронации ирландского короля (фото 1). Впрочем, судя по количеству запретов, которые издавали церковные иерархи в VIII-X веках, многие христиане нарушали этот запрет. Так что венгры наверняка были не единственными.
Большинство находок Средневековья говорили о другом использовании лошадей. В быту использовалась лошадиная кожа, хоть она ценилась не очень высоко, и конский волос. Из костей изготавливали инструменты, а из жил — верёвки. Следов разделки для употребления в пищу на костях было не так уж много, а к XVI веку, после османского завоевания, они и вовсе почти исчезают, хотя к тому моменту лошади составляли до 10% всего скота. Интересная деталь — больше всего погребений лошадей и признаков их разделки встречается там, где было мало приходских церквей и некому было погрозить местным местным жителям за «варварские обычаи» (фото).
Как же повлияло ордынское нашествие, почему именно тогда венгры перестали есть конину? Исследователи предположили, что большинство животных просто увели в плен, а немногочисленное выжившее поголовье было нужнее для других целей. Документы той эпохи говорят о том, что лошадей в стране не хватало, а количество их краж удвоилось. Эту гипотезу ученые хотят проверить с помощью анализа ДНК — при уменьшении поголовья будет заметно и снижение генетического разнообразия.
Но не спешите думать, что все средневековые венгры поголовно лакомились зажаренной конской тушей. В первую очередь, это встречалось в сельской местности на востоке и юге, где лошадей разводили. Вожди местных племен использовали традиционные обычаи сначала как знак противостояния епископату, как во время восстания 1046 года, когда вожди после нападения на священников, как гласит хроника, начали срочно готовить конину. Правда, сведения об этом более поздние, и главное, что мы можем из них почерпнуть — конина была элитным мясом для больших пиров, а церковь нападала, прежде всего, на сам «языческий ритуал».
С XVI века и далее потребление конины становится признаком кризиса, войн и голода. Например, такова находка из крепости Домбовар-Голявар в Венгрии, где обнаружена лошадиная кость со следами разделки (фото 3). Явно следы тяжелой осады! Это согласуется с этнографическими аналогиями: в венгерской традиции ещё в XIX веке на окраинах страны можно было услышать о том, как в крайних случаях — например, в голодные годы — люди забивали старых лошадей и солили их мясо.
Получается, что отношение к конине — своеобразный индикатор. В X веке — символ статуса, традиции, принадлежности к воинской культуре. После 1241 года — еда «других» и «чужих»: сначала монголов, которые конину ценили, потом турок, с которыми венгры ассоциировали всё «не своё», пусть и ошибочно. А позднее — признак бедствия и нужды. Так археология через скромный набор костей лошади из выгребной ямы рассказывает нам о культурных сломах, катастрофах и забвении традиций.
Текст подготовила Анна Гребенникова.
Источник: https://www.cambridge.org/core/journals/antiquity/article/hippophagy-in-medieval-hungary-a-quantitative-analysis/F5519DCCAD6B2EFEF6797392AF034C42 =================================
💀 Нравится археология? Поддержите нас на Sponsr или Boosty и каждую неделю смотрите эксклюзивные видео и научные новости: https://sponsr.ru/antropogenezru https://boosty.to/antropogenezru
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1