УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ В ШКОЛЕ.
Умение пересказать текст не только демонстрирует уровень развития речи, но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст.
Чтобы научиться успешно пересказывать тексты, ребенку потребуются следующие умения и навыки:
• концентрированное внимание – чтобы терпеливо выслушать содержание рассказа;
• четкое понимание смысла истории;
• логическая и ассоциативная память – чтобы запомнить последовательность событий истории;
• умение систематизировать и структурировать информацию;
• владение речью для осмысленного, последовательного и красивого изложения того, что узнал из текста.

Рекомендации «Учимся пересказывать».
Для обучения пересказу необходимо подобрать подходящий текст.
Следует выбрать легкие и интересные для ребенка тексты. Также необходимо учесть объем произведения, четко выраженные начало, середину и конец сюжета, знакомую лексику, короткие лаконичные фразы, доступную прямую речь.

На начальном этапе работы используются небольшие тексты (5-7 предложений), в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевой возможности ребенка.
После того, как текст подобран, начинается основная работа по обучению ребенка пересказу.
• Взрослый выразительно читает текст.
• После этого обсуждает его с ребенком, все ли ему понятно, объясняет непонятные слова.
• Спрашивает: понял ли ребенок, кто главный герой? Почему рассказ назвали именно так?
• Далее ребенок должен рассказать, что ему больше всего понравилось в рассказе.
• Беседа по содержанию. Взрослый задает вопросы по тексту, а ребенок отвечает на них. Нужно стремиться к тому, чтобы предложения были полными, а не состояли из одного слова.
• В заключении ребенок пересказывает текст самостоятельно.

На начальных этапах обучения пересказу можно добавить рассматривание сюжетных и предметных картинок. Они помогут ребенку создать внутренний речевой план высказывания, позволят последовательно и легко передать содержание услышанного.
Сюжетные картинки выкладываются после прочтения текста в произвольном порядке. Ребенок должен разобраться в последовательности событий и выложить картинки по порядку. Затем он пересказывает текст, смотря на картинки.
Работа с сюжетными картинками научит ребенка выделять основные моменты рассказа.
Также вместо картинок, для пересказа, используются схемы, пиктограммы.
После прочтения текста взрослый с ребенком выкладывает из схем дорожку в нужной последовательности, работает с текстом. Ребенок, опираясь на схемы, пересказывает текст. Подобные схемы удобны тем, что их несложно нарисовать самому к любому рассказу.

Постепенно от картинок и схем следует отходить.
Обучение пересказу – довольно длительный процесс. Не следует ждать от ребенка, что он сразу перескажет текст после первого прочтения. Возможно, потребуется не один раз перечитать текст до того, как ребенок сможет его пересказать. И самое главное: во время работы необходимо подбадривать и хвалить ребенка. Только соблюдая все эти рекомендации, можно достичь хороших результатов.
Комментарии 12