=================================
Обилие необычных фамилий на Руси отметил в свойственной ему сатирической манере еще Николай Васильевич Гоголь в пьесе «Женитьба». Действительно, встречаются у наших людей такие фамилии, что остается только недоуменно развести руками и принять их как данность. Подчас фамилии отдельных героев отечественной истории нельзя воспринимать без доли юмора, даже с учетом трагических обстоятельств их жизни.
В этой связи вдвойне иронична история Семена Константиновича Гитлера. Во-первых, однофамилец вождя «арийской расы» родился в селе Оринин Хмельницкой области в еврейской семье. Во-вторых, сражался он в рядах Красной армии. Причем, судя по сохранившимся документам, сражался геройски.
14 августа 1941 года командир отдельного пулеметного батальона Тираспольского укрепрайона Захарченко столкнулся со сложной задачей. В этот день ему нужно было подавать начальству наградные списки. В числе героев, достойных награды, был рядовой красноармеец, подвиг которого не поддавался никакому сомнению. Но поставить подпись под его фамилией было страшно – это грозило огромными неприятностями, особенно, в жаркое военное время. Могли бы под горячую руку и расстрелять без суда и следствия…
После долгих споров с комиссаром все же было решено представить рядового к заслуженной награде. Долго составляли текст представления – так, чтобы у вышестоящего начальства не возникло ни малейшего сомнения в том, что подвиг был. В изложенном описании личного подвига вполне предполагалось вручение более весомой награды. Но перестраховавшиеся командиры пулеметчиков сознательно предложили к присвоению менее почетную медаль «За боевые заслуги». Вплоть до 9 сентября того же года, когда наградной лист был подписан самим генерал-лейтенантом Софроновым, являвшимся на тот момент командующим Приморской армией, над Захарченко и политруком висел дамоклов меч. Все дело в том, что героического бойца звали Семеном Константиновичем… Гитлером!
Семену в 1941 году было всего 19 лет. В его судьбе не было ничего выдающегося, разве что неудобная фамилия. Впрочем, до того как война пришла на нашу землю, эта фамилия ни у кого не вызывала отторжения. Да и вообще, разве сам Сталин не произнес на ужине с Риббентропом в 1939 году тост, в котором сказал, что всегда уважал Гитлера?
А в остальном у Семена все было как у всех советских людей: родился, учился, вырос. Потом был призван в Красную армию Орининским военкоматом за семь месяцев до начала войны. В мае 1941 окончил пулеметную школу при Одесском военном округе и был откомандирован к месту службы в Тираспольский укрепрайон на самом крайнем левом фланге западной границы Советского Союза (левее только Днестровский лиман). Там его и застала война.
Советские войска в 1941 году несли огромные потери по всем фронтам, и, понятное дело, имя Гитлера не ассоциировалось ни с чем хорошим. Но поступок парня с ненавистной всему советскому народу фамилией, оказавшегося в экстремальной ситуации, не мог остаться без награды.
Высота 174,5 – только на бумаге «высота». В действительности же это болотистая местность, плоские низины, по которым протекают реки Днестр и менее известный Турунчук. На протяжении 150 км были расположены 262 пулеметных точки и 22 артиллерийских сооружения. На участке, где служил Семен, глубина укрепрайона была небольшой – всего от одного до трех километров. Военачальники делали упор на непроходимые болота, которые должны были сами по себе стать естественной преградой на пути вероятного наступления противника. Но преграда оказалась не такой уж непреодолимой, хоть и существенно затруднила продвижение немецкой армии вглубь нашей территории. А еще более серьезной помехой на пути врага стали солдаты в дотах, прицельным огнем не позволяющие поднять головы от земли.
Из сохранившегося в архивах журнала наблюдений 73 отдельного пульбата, где служил Семен Гитлер, известно, что бои с участием высоты 174,5 шли уже 20 июля 1941 года. 25-26 июля немцы предприняли успешную попытку форсирования Днестра и прорвались сквозь укрепленную линию советской обороны. Дот был окружен, а стрелковый взвод Семена уничтожен при попытке наступления. Сам же Семен не покинул поста и в течение восьми суток отстреливался, пока оставались патроны. Когда стрелять стало нечем, под покровом ночи ему удалось выбраться незамеченным из железобетонной ловушки – но, как оказалось, он очутился в глубоком тылу врага. Около десяти километров рядовой пробирался к линии фронта. Мало того, он не бросил свой пулемет, хотя без патронов тот был всего лишь бесполезной железкой, а сам боец был ранен.
Можно только предполагать, какие дебаты происходили во время представления бойца к заслуженной награде. Ведь утвердить списки должны были несколько уровней начальства, у каждого из которых свое представление о ситуации и своя степень ответственности. Как бы там ни было, Семена Константиновича Гитлера внесли и утвердили в списке награжденных медалью «За отвагу» указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1942 года.
Дожить до Победы Семену не удалось. Он погиб меньше чем через год в боях за Севастополь
Родственники героя эмигрировали из Советского Союза и в настоящее время проживают в Израиле под фамилией Гитлев. В семье существует легенда о том, что во время немецкой оккупации от расправы Гитлеров спасла именно фамилия – нацисты якобы не решились расстрелять однофамильцев фюрера. Насколько эта история соответствует действительности, сказать сложно.
Воевали в Красной Армии и другие однофамильцы высших чинов Третьего Рейха – Борманы, Гессы, Геринги, Готы. Вряд ли они избежали ироничных замечаний со стороны сослуживцев, но, во всяком случае, упоминаний о притеснениях бойцов «по мотиву фамилии» не имеется. Более того, на ресурсе «Подвиг народа» можно найти сведения о награждении их орденами и медалями. Очевидно, командование не придавало чрезмерного значения тому, какую фамилию носит отличившийся боец.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев