счет.
Ровно как и современные свободные художники рисующие .уи на мосту и трясущие мудями на сцене за счет государственных грантов и прямого гос.финансирования.
Так шта я в значительной мере понимаю Никиту Сергеича - «Не позволю тратить народные деньги!»
«Хрущев остановился. Он явно не мог к чему-то намеченному приступить и начинал злиться. Менялся на глазах, мрачнел, бледнел. Эта эмоциональность была удивительна для руководителя государства.
И глядя на его опустошенное, недовольное лицо, я почти физически услышал, как заскрипело колесо Фортуны.»
Действие этого дикого спектакля началось еще внизу, на первом этаже. Выставка, открывшаяся 1 декабря 1962 г. в Манеже, была приурочена к 30-летию Московского Союза Художников.
Познакомиться с творчеством современных художников пришел Хрущев, «пожилой человек с отечным лицом, явно переживавший внутренние колебания», как вспоминали очевидцы.
На первом этаже первый человек страны осмотрел картины мэтров авангардизма - Роберта Фалька, Владимира Татлина, Александра Тышлера и др., и предложил художникам… купить билет до границы.
Никиту Сергеевича не смутило то, что часть художников к тому моменту скончалась, а другая была расстреляна в 1937.
Но настоящее «испытание» ждало Генсека на втором этаже, где были выставлены картины художников-экспрессионистов группы «Новая реальность».
«Хрущев три раза обежал довольно большой зал. Его движения были очень резки. Со стороны это выглядело, как в комедийных фильмах Чаплина и Гарольда Ллойда.
Первый раз Хрущев задержался на портрете девушки А. Россаля.
- Что это? Почему нет одного глаза? Это же морфинистка какая-то! – с каждым словом его голос становился все визгливее.»
Элий Билютин, чьи слова приведены выше, вспоминает, что его товарищи были в шоке, услышав в свой адрес фразы типа «Вы что – рисовать не умеете? Мой внук и то лучше рисует.», «Что это за безобразие, что за уроды?», «Нашему народу такое не нужно!», «Не позволю тратить народные деньги!».
И это при том, что большинству художников было в районе 40-ка, вполне состоявшиеся взрослые люди.
«Он ругался почти у всех картин, тыкая пальцем и произнося уже привычный, бесконечно повторяющийся набор ругательств.
Я смотрел на довольное плоское лицо, на людей, подобострастно дышавших в спину премьера, на пожилых прилежных стенографисток и не мог избавиться от мысли, что это какой-то сумасшедший дом». (Э. Белютин).
Но, как в хорошем спектакле, стремительное развитие событий должно закончится взрывной развязкой. Она была впечатляющая и навечно вошла в анналы истории.
У картины художника Владимира Серова, изображавшей речной порт в Горьком, Хрущев остановился.
- А это еще что такое?
Подозвав партработника из своей свиты, Генсек спросил у него:
- У тебя, Иван Петрович, что – и вправду такой порт?
- Да что Вы, Никита Сергеевич, у нас совсем другой порт! И краны новые, мы их на валюту купили, которую Вы нам выделили! – отрапортовал чиновник.
- Ты что – ****?! – обозвал Хрущев художника.
Дааа, сравниться с такой развязкой может разве что битье ботинком о кафедру ООН.
Сегодня выдвигаются версии, почему Хрущев выбрал именно это непечатное слово, а не другое, благо «величий и могучий» предоставляет в этой сфере широкие возможности.
Одна из них гласит, что незадолго до истории на выставке Хрущеву доложили о разоблачении группы сотрудников издательства «Искусство», имевших нетрадиционную сексуальную ориентацию.
(Напомню, что по тогдашним законам принадлежность к меньшинствам определенного рода каралась Уголовным кодексом.)
Так что, видимо, Никита Сергеевич распространил свою отрицательную реакцию и на других людей искусства, имевших несчастье предстать пред ним в Манеже.
Сыграв свою главную партию, Хрущев покинул Манеж с криками «Все запретить! И проследить за всем! И на радио, и на телевидении, и в печати поклонников этого выкорчевать!».
Эпилог.
Через два года после этой истории Хрущева сместили. В своих воспоминаниях он утверждает, что соответствующим образом «накачал» его перед выставкой Михаил Суслов.
Суслову, сыгравшему ключевую роль в подготовке переворота, было выгодно представить Хрущева в таком грубом невежественном образе перед представителями интеллигенции.
Источник Семь Холмов, московские истории
________________________________________________________________
"Слушайте, вы **** или нормальные люди!? Это **** в живописи! Что вы на самом деле! Копейки мы вам не дадим! Вот все, кто хочет, пусть напишут список, дайте в правительство, что вы желаете выехать в свободный мир, вы завтра получите паспорта и на дорогу! Да, да, уезжайте!".
"Надо навести порядок. Что мы вот с этой мазней пойдем в коммунизм?"
"Вот я хотел бы спросить, женаты они или не женаты; а если женаты, то хотел бы спросить, с женой они живут или нет? Это извращение, это ненормально".
"Как же иначе. Нельзя играть в нейтралитет, вот о чем идет спор, а не о том, сколько чего. Дерьмо, хотя и маленькое, но оно аромат разносит и отравляет атмосферу".
"Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! Что это такое? Вы что мужики или **** проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть?"
"Когда я вот посмотрел, насмотрелся на это, я спросил его: "Слушайте, товарищи, господа, вы, вижу, настоящие мужчины, потому что не **** вы ё.., вы извините".
"Всякое говно понарисовали; ослиное искусство".
"Куда вы двигаетесь?! Я опять повторяю, я вас считаю ****. Казалось бы, **** это добровольное дело, договоренность двух типов, а государство за это дает 10 лет, а раньше каторга. И это во всем мире так, хотя и процветает на Западе этот вид искусства. Так вот это разновидность его. И вы хотите, чтобы мы вас финансировали!"
"Вот, например, джаза я терпеть не могу. Откуда джаз пришел? От негров. Негры теперь освобождаются. Что такое джаз? Это какие-то невероятные звуки, нагромождение звуков. Меня это раздражает".
(Отрывки из речи Н.С. Хрущёва на выставке художников в Манеже 1 декабря 1962 года.) https://www.youtube.com/watch?v=l5zsP-49wjo
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев