Способна ли старушка-Британия вкупе с Брюсселем заставить Израиль убрать войска из Сектора Газа?
Намедни британские СМИ сообщили, что Соединенное Королевство намерено в ближайшее время заявить о признании Палестины.
Как уточняет, в частности, издание The Times, премьер-министр Кир Стармер сделает это сразу по окончании британского вояжа президента США Дональда Трампа.
Если учесть, что совсем недавно премьер-министр Испании Педро Санчес призвал Международный олимпийский комитет отстранить Израиль от спортивных соревнований из-за конфликта в Газе по аналогии с Россией и ввел ограничительный пакет санкций против Тель-Авива, а Еврокомиссия решила пересмотреть соглашение об ассоциации и партнерстве с Израилем для того, чтобы никакие европейские инвестиции в Израиль не поступали, возникает вопрос — что заставляет Европу так рьяно поддерживать Палестину? Чем ей насолил Израиль?
А главное — способен ли находящийся ныне на геополитических задворках Старый Свет найти внутри себя найти политическую волю и по-настоящему действенные инструменты, чтобы заставить Израиль отступиться от своих воинственных планов?
Почему Европа «топит» за Палестину
— Во-первых, Европа ступила на путь поддержки Палестины в текущем ее военном конфликте с Израилем прежде всего потому, что президент США не является для Старого Света путеводной звездой, — рассказал эксперт по европейской политике, доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин.
— Отношение европейцев к нему очень критическое. Я бы сказал, они просто вынуждены его терпеть. Вернее, его политику по отношению к ним — США, дескать, по-любому ведущая мировая держава, и если вы хотите иметь с нами дела, торговать, зарабатывать и так далее, вам нужно соблюдать такие-то и такие-то условия. Вот они и терпят, стиснув зубы изо всех сил. И приняв сторону Палестины, когда Трамп встает на сторону Израиля, Европа высказывает Трампу свое «фи» там, где она может это относительно свободно сделать.
Во-вторых, много лет назад Евросоюз, вернее, тогда еще просто европейское сообщество, когда ООН в очередной раз приняла резолюцию по поводу оккупации западного берега реки Иордан и Голанских высот, заявило, что это в принципе противоречит генеральной линии ООН на создание двух государств, Палестины и Израиля, который нарушает все предписания организации по этому поводу.
То есть европейцы, собственно, давно уже недоумевают — ну как же так, ведь мы же договорились И здесь надо отметить, что изначально именно Британия, а не СССР, выступала инициатором разделения ближневосточной территории между Палестиной и Израилем. Во многом потому, что палестинские территории уже довольно давно находились под британским протекторатом. На тот момент Британия была весьма влиятельным государством, поэтому к мнению Лондона прислушались во многих европейских столицах.
Конечно, нельзя сказать, что Британия была в восторге от тех чисто террористических по своему характеру инструментов, которые выбрали палестинские арабы для своего освободительного противостояния Израилю. Но все же в целом Соединенное Королевство считало, что арабы по сути правы, поскольку борются с оккупацией своих земель.
Параллельно в те годы происходила деколонизация Африки, и французы с британцами, уходя с ее территории, говорили — наступают новые времена, больше никаких колоний, вы становитесь свободными. Но когда заходила речь о Палестине, Британия отвечала — вот, арабы захотели создать свое государство, однако Израиль фактически не дает им этого сделать, и арабы в принципе правильно считают, что никакого еврейского государства не должно быть вообще на Ближнем Востоке. Именно тогда и вспыхнул палестино-израильский конфликт, который длится по сей день.
В-третьих, у кого в основном закупают сегодня энергоносители европейские страны, замещая российские поставки? У Объединенных Арабских Эмиратов, в Саудовской Аравии, у Катара, у Бахрейна, то есть на Ближнем Востоке. Разве может Европа при таких раскладах не дружить с этими странами? Вот Израиль недавно нанес удар по столице Катара, Дохе. Европа, естественно, никак не могла это поддержать, поскольку тут экономический интерес.
По этой же причине Европа выступает и против Израиля, потому что для арабского мира, вне зависимости от разногласий между суннитами и шиитами, это враг номер один.
Какую экономическую выгоду Европа может получить от Израиля, который не обладает никакими полезными ископаемыми? Никакой, одни расходы — вооружение Израилю дай, технологии дай, то дай, сё дай, деньги дай. Другое дело — арабы, у которых нефти и газа полно. Но арабский мир целиком на стороне Палестины, и, очевидно, давит на Европу — раз у нас энергоносители берешь, будь добра, выступай в поддержку Палестины, это же наши братья.
Америке-то хорошо, там и связи с евреями более тесные и плотные издавна, и своих полезных ископаемых хватает, так что она предсказуемо на стороне Израиля. А Европе деваться некуда, международный калибр ее государств не тот, так что арабы в этом вопросе ее просто прогнули.
Хватит ли сил у Европы «дожать» Израиль?
Отвечая на вопрос, Николай Топорнин усомнился в этом.
— Я считаю, у Европы даже в содружестве со всем арабским миром силенок на это не хватит, — высказал эксперт свою точку зрения на происходящее.
— Во-первых, Биньямин Нетаньяху уже заявлял, что подобная реакция Европы на его действия в Газе была заранее просчитана и учтена, так что Евросоюз пусть не строит на этот счет иллюзии. У него ничего не выйдет, мы, дескать, пойдем до конца — зачистим сектор от ХАМАС и уничтожим все подземные коммуникации, даже если для этого придется Газу полностью разрушить.
Правда, Вашингтон при этом дал Тель-Авиву понять, что в конечном итоге Израилю придется Газу заново отстроить, чтобы арабы могли возвратиться туда. Но ничего же не мешает Тель-Авиву это сделать на своих собственных условиях. Тем более что этот самый Вашингтон все-таки целиком и полностью на стороне евреев.
Во-вторых, в военном отношении Израиль состоятельнее, чем весь арабский мир вместе взятый. Все его граждане военизируются с младенчества и готовы в любой момент взять в руки оружие и отстаивать сви интересы с помощью силы. Им просто деваться некуда. А у арабов военное искусство отнюдь не так высоко поставлено, так что по большому счету они могут только что-то террористически-партизанское выдать, но не в открытую полноценно воевать с Израилем, за спиной которого вся военная мощь США.
Если Израиль не сломить, сильно ли пострадает политическое реноме Европы?
Николай Топорнин придерживается мнения, что в этом случае едва ли можно мыслить в таких категориях.
— Это же не вопрос про черное и белое, тут все более глубоко, колоритно и сложно, — отметил он.
— Нет, израильское лобби, естественно, есть и в столицах Европы, пусть и не такое мощное, как в США. Так что здесь, конечно, его кропотливая работа рано или поздно даст свои плоды, и Европа начнет к Тель-Авиву лицом поворачиваться. Но лишь потому, что «худой мир лучше доброй войны».
В то же время если Израиль всех своих целей в Газе таки добьется и продолжит оккупировать те или иные сопредельные территории, Европе очень сложно будет свое лицо восстановить. Это с одной стороны, а с другой — даже до «худого мира» в палестино-израильском конфликте еще очень далеко.
Честно говоря, я лично не вижу, какими средствами можно достичь мира на Ближнем Востоке, если этот конфликт продолжается вот уже 70 лет, а руководство Израиля даже не рассматривает вопрос там, чтобы уйти не только из сектора Газа, но и с Голанских высот или из западного сектора реки Иордан. Сейчас вот евреи еще зашли в земли Сирии, чтобы им оттуда не прилетало.
Израиль оправдывается тем, что нет никаких гарантий того, что после его ухода с оккупированных земель уже на следующей день там не появятся какие-нибудь «хамасовские» тяжелые минометы, и евреев не начнут «кошмарить» вновь. И в этом есть определенная логика.
То есть нынешний конфликт, на мой взгляд, будет длиться еще очень долго, если вообще не вечно. Так что Европа еще долго может гнуть свою «антиизраильскую» линию, ничуть от этого не страдая.
Ситуация может, конечно, резко поменяться, если в Европе правые силы начнут массово к власти приходить. Но, положа руку на сердце, скажем откровенно — ни в одном государстве Старого Света правые не набирают больше 25−30% одобрения, так что подобное можно представлять пока разве что во сне. Центристские режимы в Европе с небольшим уклоном вправо или влево будут превалировать еще очень долго, А это в основном старая политическая школа, так что будь то испанские социал-демократы, немецкие консерваторы или «правеющие» итальянцы, особого влияния на общий курс Евросоюза они не окажут.
Комментарии 1