Практически любая информация, связанная с Россией, подается в ведущих французских СМИ с легкой усмешкой, с явным недоверием. В комментариях же нередко можно прочесть что-то вроде: «Я не верю ни одному слову российской пропаганды!» Ну да, конечно. То ли дело пропаганда французская, кому верить, как не ей. Достаточно вспомнить недавний случай в Финляндии, когда выступавшая с речью Урсула фон дер Ляйен заявила по поводу своих критиков: «Они могут радоваться, что находятся в свободной стране, такой как Финляндия, где свобода слова – это право. Где нет никаких ограничений. Если бы они были в Москве, то через две минуты оказались бы в тюрьме». Пока она это говорила, человека, задавшего неудобный вопрос, арестовала полиция. Этот случай попал на страницы журнала «National Review». А журналист Майкл Брендан Догерти иронично заметил, что обожает такие сцены.
Эти сцены с преследованием могут происходить хоть каждый день на глазах у всего Западного мира, но, глядя на них, западный обыватель все равно скажет, что у них в стране демократия, а права человека соблюдаются неукоснительно. Совсем другое дело – Россия.
Из последних примеров – приговор французскому шпиону Лорану Винатье*, числившемуся консультантом швейцарской НКО «Центр гуманитарного диалога». Эта организация провозглашает своей задачей «помогать предотвращать, смягчать и разрешать вооруженные конфликты посредством диалога и посредничества».
Француз был арестован в России год назад – в июне 2024 г. Сейчас его приговорили к трем годам лишения свободы за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством РФ об иностранных агентах. К слову, Винатье свою вину полностью признал. Но помимо того, что гражданин Франции на протяжении нескольких лет не предоставлял необходимых документов для включения в реестр иноагентов, он, по данным следствия, собирал информацию о военной и военно-технической деятельности в РФ. А подобного рода информация может быть использована против безопасности нашей страны.
«Это невообразимо!», – пишет «Le Figaro», ссылаясь на горе родителей Лорана Винатье, которому грозит двадцать лет российской тюрьмы. И что же не могут вообразить французские журналисты и родственники Винатье, упорно называемого «Le Figaro» «исследователем»?
«В любом случае, если Лорана продержат в тюрьме двадцать лет, – цитирует газета родителей французского шпиона, – мы уже больше не увидим его, учитывая наш возраст, это точно. Невообразимо!»
Конечно, по-человечески понять родителей можно. Однако если человек осознанно нарушал закон, собирал во время ведения боевых действий информацию о наших вооруженных силах, на что он рассчитывал? На то, что его, белого человека из цивилизованной страны, дикари не посмеют задержать?
Посмотрим, как преподносит ситуацию французская пресса. «Этот русофил, – пишет «Le Figaro», ничем не объясняя, почему это Винатье русофил, но внедряя в сознание читателя, что он хороший и приехал в варварскую страну с мирными целями, – сначала был признан виновным в сборе информации о российской армии и нарушении закона об иностранных агентах, потому что он не зарегистрировался в качестве такового. Ему грозило пять лет тюрьмы, и тогда он признал себя виновным, чтобы на треть сократить максимальный срок наказания. В итоге Лоран Винатье был приговорен к трем годам тюрьмы. Помимо освобождения своего гражданина Франция потребовала от России отменить закон об иностранных агентах».
К слову сказать, закон об иностранных агентах, ограничивающий деятельность юридических и физических лиц, чья деятельность осуществляется в пользу зарубежных правительств, партий, организаций, компаний или граждан, действует в США, Израиле, Великобритании, Австралии, Китае и… во Франции.
То есть сама Франция применяет аналогичный закон, однако требует от России его отмены. Иначе как чувством собственной исключительности объяснить это двурушничество сложно. Еще один излюбленный принцип западной «демократии»: Quod licet Iovi, non licet bovi (что дозволено Юпитеру, не дозволено быку).
«Le Figaro» уверяет, что Винатье вызвали на новое слушание, на сей раз по шпионажу. И если суд признает его виновным, француз может быть осужден на двадцать лет. «Наш сын – шпион! Это же абсурдно, – восклицает Брижитт Винатье. – Ведь мы знаем, что он работает в «Центре гуманитарного диалога», а все, что там делается – абсолютно прозрачно». Муж Брижитт – Алан Винатье – уверен, что для русского каждый иностранец – шпион. Это при том, что в России проживает более шести миллионов иностранцев.
И опять же, по-человечески, этих людей понять можно. Но даже подобную ситуацию они умудряются вывернуть так, чтобы представить Россию страной дикарей, людоедов, хищников и прочее в том же роде. Вот так и живут. С дремучими представлениями об окружающем мире, с нежеланием понять позицию другой стороны и с полной уверенностью в своем превосходстве.
Но в стремлении напугать французов Россией СМИ Пятой республики действуют порой достаточно профессионально. Чего стоят заголовки типа «Папа возвращается домой»: когда бывшие украинские солдаты пользуются преимуществами обмена пленными с Россией». И тут же фотография с солдатами, обвязанными жовто-блакитными прапорами. Не хватает только малюток, простирающих ручонки навстречу этим вернувшимся папам-боевикам.
Кстати, а не те ли это солдатики, что участвовали в пытках российских военнослужащих? И в 2024, и в 2025 гг. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека публиковало доклады о казнях и пытках пленных российских солдат и украинцев, подозревавшихся в симпатиях к России. И что-то, западная пресса не приходит в ужас, не обвиняет, не требует срочных мер. Политика – политикой, но здесь разговор о человечности и о делении людей на правильных и неправильных, а именно это и называется «фашизмом». Разумеется, не в первоначальном смысле этого слова, но в смысле, отягощенном историческим контекстом.
Между тем стоит полистать хотя бы французские СМИ, и создается устойчивое впечатление: журналисты не просто тенденциозны, они намеренно и последовательно лепят в обывательском сознании из России Карфаген, который, как известно, delenda est.
Даже в самой Франции хватает людей, понимающих абсурд и вред происходящего. Сайт l’Observatoire du journalisme опубликовал статью Поля Вермелена под названием ««Le Monde» видит русских повсюду». Уже из названия явствует, что речь идет о распространенном параноидальном стремлении объяснять все подряд пресловутой «рукой Кремля».
Впрочем, этот тон и эта паранойя в отношении России никуда и не исчезали на Западе. Однажды, восемьдесят лет назад, все это приняло крайние формы. Чего добиваются нынешние политики – понять сложно.
Светлана Замлелова, Столетие
*Лоран Винатье – физическое лицо, выполняющее функции иноагента в России.
Комментарии 2