В 2011 году в газовом мире произошло серьезное событие – в марте месяце прогремели взрывы на японской АЭС «Фукусима». Как это связано с газовым рынком? Да напрямую. Сразу после этой техногенной катастрофы государственный регулятор Японии в приказном порядке остановил работу 55 атомных энергетических блоков, действовавших на ее территории. АЭС обеспечивали Японии более 30% общего объема генерации электроэнергии, заместить выбытие такой мощности, да и то только частично, можно было только за счет имевшегося парка газовых электростанций.
Своих газовых месторождений у Японии нет, трубопроводный импорт отсутствует, сейсмоопасная зона не позволяет обустроить подземные хранилища газа – оставалось только наращивать и наращивать поставки СПГ.
Как и положено в капиталистическом мире, помочь Японии вызвались многие, но за дополнительные деньги – именно с 2011 года цены СПГ в регионе Юго-Восточной Азии в среднем на 50% выше, чем цены СПГ в Европе, избалованной трубопроводными поставками из Норвегии, России и Алжира.
С этого же момента в контрактах QatarGas появился еще один строго обязательный пункт: эта компания на своих танкерах-газовозах осуществляет поставку до конечного пункта, назначаемого покупателем. Причина проста: Катар не хотел отказываться от долгосрочных контрактов с европейскими потребителями, но и не желал, чтобы европейские компании перепродавали его СПГ в ЮВА, «ломая» цены, которые Катар желал контролировать как можно полнее. Условия контрактов с Катаром стали еще жестче: длительные сроки, привязка в нефтяной корзине, четко оговоренные пункты доставки. Это имеет прямое отношение к тому, что происходило и происходит на газовом рынке США – зафиксируем этот важный момент.
До «сланцевой революции» ни одна американская компания производством и экспортом СПГ не занималась, при этом та самая либеральная доктрина экономики не позволяла заняться этим бизнесом государству – в США государство не является субъектом непосредственной экономической деятельности. Первой компанией, которая рискнула начать новый для США вид бизнеса, стала Cheniere Energy, владевшая регазификационным терминалом Sabina Pass на побережье Луизианы. Идея была простая: причал уже есть, порт функционирует, газ в обычном состоянии всегда можно купить на Henry Hub, трубопровод уже в наличии, остается построить сам завод. Не хватало сущего пустяка – 20 млрд долларов, которые были необходимы для строительства завода годовой мощностью 30,2 млн тонн СПГ. Активов на такую сумму у Cheniere Energy не было – это ведь не Газпром, в собственности которого сотни месторождений и сотни тысяч километров газопроводов. Владельцы банков, в общем-то, национальности не имеют, в любой стране мира они действуют по одной и той же схеме: есть залог – есть кредит, нет залога – нет кредита. Но банков в Штатах много, есть у них и собственный рейтинг, и «заработать очки» для него, дав старт новой отрасли экономики этой страны, тоже весьма заманчиво.
Съесть рыбку и залезть на елку в данном случае – дать кредит, но свести все возможные риски к минимуму, и после «мозгового штурма» была разработана так называемая толлинговая схема, которая в СПГ-индустрии США и действует. Если компания ХХХ желает приобрести партию СПГ, произведенного в США, то алгоритм действий выглядит следующим образом:
1. Подписать долгосрочный договор с компанией-владельцем СПГ-завода, неотъемлемая часть которого – пункт с принципом «плати и/или сжижай». Нужно заплатить аванс, который или безвозвратно исчезнет, или постепенно, по мере наработки новых и новых объемов СПГ будет полностью учтен.
2. Приобрести требуемый объем газа в обычном агрегатном состоянии на Henry Hub.
3. Заплатить 15% стоимости контракта, заключенного на Henry Hub в качестве оплаты транспортировки газа до СПГ-завода
4. Доплатить то, что необходимо за вычетом аванса, владельцу СПГ-завода
5. Самостоятельно решить вопросы с фрахтом танкеров-газовозов и, при необходимости, подписать договор о временном хранении СПГ в криогенных емкостях, имеющихся на СПГ-заводе.
При этом в договоре нет никаких ограничений относительно конечного пункта доставки – компании, выполняющие описанный алгоритм, имеют полное право везти СПГ туда, куда посчитают нужным, где будет максимальный экономический результат. Именно вот эта «вишенка на торте» и стала тем, что привлекло к американским СПГ-проектам ряда игроков.
Какие компании могут пойти на многомиллионные авансовые платежи, невзирая ни на какие риски? Риск «поймать» период высоких цен на Henry Hub, на рынке фрахтования танкеров-газовозов, риск «поймать» период низких спотовых цен на потребительских рынках могут взять на себя либо крупные транснациональные компании, имеющие опыт, поддержку крупных банков или страховых компаний, либо компании, имеющие в странах-импортерах собственные регазификационные терминалы, систему газопроводов и длительные контракты с конечными потребителями.
В случае Cheniere Energy контракты были подписаны такими мэйджорами газового рынка, как BP, Total и британской Centrica (у последней есть свои терминалы, потребители и газовые электростанции в Англии).
Cove Point, хронологически второй по счету СПГ-проект на территории США – это южнокорейские и индийские компании со своими терминалами, трубопроводами и потребителями.
Контракты с СПГ-заводами, повторю – долгосрочные, других вариантов не было, поскольку эти контракты и были обеспечением для банков, выдавших кредиты на реализацию СПГ-проектов.
Банки добились своих целей: заводы построены и функционируют, их владельцы гарантированы от всех уже перечисленных рисков. Если цены на Henry Hub на внешних рынках по каким-то причинам «в противофазе» и поставки СПГ на какой-то период времени становятся невыгодными, банки гарантировано получают деньги, поступающие по пункту «плати и/или сжижай», так что акционеры банков тоже ничем не обижены.
Грубо говоря, оборудование по сжижению природного газа находится в долгосрочной аренде, его владельцы получили «квоту» в 5-10% времени работы – для того, чтобы американские компании приобрели опыт работы на СПГ-рынке и заявили себя на нем в качестве значимых игроков. Схема получилась вполне рабочей, благодаря ей в Штатах строят и открывают один СПГ-завод за другим.
Вот только можно ли такой СПГ называть «американским»? Дональд Трамп никогда не использовал термин «American LNG», только «LNG, made in USA» и вряд ли это будет иначе при Джо Байдене.
Никакой государственный чиновник, включая президента США, не может дать команду владельцам СПГ-заводов на территории этой страны: «Плюньте на все, с сегодняшнего дня вся ваша продукция будет идти в Европу!» Нет в этих СПГ-проектах государственного участия – нет и возможности диктовать какие-то условия, отменять действующие контракты, навязывать решения, нарушающие экономические интересы компаний-заказчиков.
Зимой 2021 года спотовые цены на газ в Европе выросли по сравнению с летним периодом в пять раз – с 70 до 350 долларов за 1000 кубометров, но ни одного миллиграмма СПГ, произведенного в США, в Европу не попало. Все танкеры ушли в сторону ЮВА, поскольку там цены выскочили за 1000 долларов за 1000 кубометров. И никакой Байден ничего поделать с этим не мог, как бы ему не было выгодно «наступить Газпрому на ногу».
Нет и не может быть конкуренции на европейском рынке российского газа и «американского СПГ», поскольку последнего просто не существует в природе. Если конъюнктура цен в Европе будет выгодна для компаний, подписавших долгосрочные контракты с владельцами американских СПГ-проектов – СПГ придет в Европу, но это не будет проявлением американской политики, направленной против России – нет такого инструмента у американских политиков.
Да, рано или поздно владельцы СПГ-заводов рассчитаются с банками и получат свободу маневров, но и в этом случае США как государство не будут иметь никаких рычагов, чтобы направить продукцию этих заводов целенаправленно на газовый рынок Европы. Такова суровая реальность, с которой многочисленные комментаторы, пытающиеся доказать существование «американского СПГ» давно утратили связь.
Борис Марцинкевич
https://cont.ws/@severro/1932807
Нет комментариев