«Дом-2» — это просто манна небесная для телеканала ТНТ: каждый день в эфир выходит 4,5 часа данной программы. Премьера «Дом-2» состоялась на канале ТНТ 11 мая 2004 года. С тех пор в эфир вышло более 16 тыс. выпусков (с учётом повторов), или 161 сезон, а через проект прошли около 2 тыс. участников.
Справка: корпорация «Дом-2»
По данным журнала РБК, в условную «вселенную» «Дома-2», помимо ТВ-выпусков, входят сайт (посещаемость около 5 млн человек в месяц), страницы телепроекта и участников в соцсетях (почти 8 млн подписчиков), журнал с заявленным тиражом в 450 тыс. экземпляров и линейка продуктовых товаров под брендом шоу — от чая до тушёнки и сгущёнки.
За 13 лет за «Домом-2» следил в среднем каждый одиннадцатый россиянин старше четырёх лет, включивший телевизор во время трансляции. 70 % зрителей проекта в возрасте от 14 до 44 лет — женщины.
В шоу зарабатывают на всём:
Стоимость поста в Instagram действующего «жителя» реалити-шоу варьируется от 6 до 45 тыс. руб., а аккаунты участников контролирует их «работодатель». Максимальный доход от размещения рекламы в Instagram участников едва ли больше 0,7 млн руб. в месяц (8,4 млн руб. в год).
Участники проекта рекламируют товары с символикой «Дома-2». Найти продукты с логотипом «Дом-2» можно, например, в магазинах Fix Price.
Общая стоимость прямой рекламы, выходившей внутри эфиров «Дома-2» в 2016–2017 годах, могла достигать 290 млн руб. в месяц (без НДС).
Скрытая реклама в шоу, так называемый product placement (реклама сторонней продукции), в 2005-м принесла 4 млн долларов, а в 2008-м — 8 млн долларов, или свыше 200 млн руб.
Ежемесячный оборот крупнейших сетевых платформ — сайта
Dom2.ru, групп в соцсетях, чата в Viber, аккаунтов действующих участников в Instagram и мобильного приложения «Дом-2. Знакомства» — составляет около 12 млн руб.
Оборот денег, крутящихся во «вселенной» «Дома-2», по расчётам журнала РБК, сейчас превышает 5,7 млрд руб. в год.
Из этой суммы финансируются зарплаты участников. 101 день участник «строит любовь» бесплатно, затем ТНТ заключает с ним договор и оплачивает предыдущий период по минимальному окладу 16–17 тыс. руб. в месяц, рассказали журналу РБК несколько экс-участников проекта. Самые успешные «жители» «Дома-2» в последние годы получают до 150 тыс. руб., «тихони» и новички — 30–40 тыс. руб. ежемесячно. Зарплата зависит не от срока пребывания на проекте, а от активности на площадке и популярности у зрителей, конкретные подсчёты строго индивидуальны и ведутся продюсером.
В-четвёртых, возможность чередовать и комбинировать разнообразные форматы шоу позволяет в течение суток. Если вечерний выпуск новостей длится от получаса до часа один раз в сутки, то шоу могут длиться многие часы, а их аудитория будет постоянно пребывать под информационным воздействием. В самых тяжёлых случаях трансляция шоу становится похожей на ковровую бомбардировку: от дневных бомбометаний пропагандой в домохозяек к вечеру телеканалы переходят к обработке их вернувшихся с работы мужей.
«Шоуориентированность» и подконтрольность государству превращают ТВ в мощнейший инструмент влияния на общество.
Духовный степлер vs революционный таран
Телевидение никогда не было свободным и независимым, на что существуют вполне объективные причины.
Во-первых, содержание телеканала является дорогим удовольствием, доступным либо государству, либо крупным олигархическим группам. Исключением может быть, пожалуй, лишь модель ВВС, доходы которого формируются специализированным налогом, подписками абонентов и продажей рекламного времени. Однако повторить успех британского BBC на постсоветском пространстве пока никому не удалось — рейтинги украинского общественного канала «UA: Перший» колеблются в районе статистической погрешности и составляют 0,49 % против 15,16 % у телеканала-лидера «Украина». Ничуть не лучше рейтинги у российского общественного телевидения — ОТР.
Во-вторых, ТВ требует сложной и дорогостоящей инфраструктуры (ретрансляторы, кабельные сети либо спутники), которую контролирует государство либо напрямую, либо опосредованно, распределяя радиочастотный ресурс и выдавая лицензии телеканалам.
В-третьих, телевидение — это главный инструмент для объединения практически всех слоёв населения, некий духовный и региональный «степлер», соединяющий жителей всех регионов в единую нацию с общими ценностями и убеждениями. Поэтому ТВ — это самый массовый и влиятельный канал доставки информации зрителю, что делает контроль над ним важнейшей задачей.
Если право, по Марксу, — это воля правящего класса, возведённая в закон, то телевидение — это главный способ донесения данной воли подвластному населению. И степень подконтрольности телеканалов государству свидетельствует о его положении в противостоянии с капиталом. Сильное централизованное государство контролирует телеканалы и информационное пространство, в слабом государстве, где капитал в лице олигархии подчинил и предельно ослабил все государственные институты, у государства остаётся в лучшем случае один-два низкорейтинговых телеканала.
Именно потому степень подконтрольности ТВ — прямое или опосредованное владение государством или его корпоративными структурами акционерным капиталом республиканских телеканалов — является одним из показателей жизнеспособности государства. Практика показала, что в постсоветских республиках, где частный капитал владеет республиканскими телеканалами, значительно выше риск успешного проведения цветных революций и гражданских войн. Как правило, такие страны — Грузия («революция роз»), Украина («оранжевая революция» и Евромайдан), Молдова («кирпичная революция»), Кыргызстан («тюльпановая революция» и контрреволюция 2010 года) — являются парламентскими республиками с сильной, но неспособной договориться между собой олигархией, которая прибегает к телевидению как последнему доводу королей в попытке разрешить противоречия между олигархическими кланами.
Наоборот, там, где государство сильно, а форма правления является президентской или даже суперпрезидентской, телевидение находится под контролем государства, которое либо подавляет процесс формирования национальной олигархии (как в Беларуси), либо выступает посредником при разрешении споров между крупным капиталом (как в России), ТВ выступает не подрывной силой в руках обезумевшей олигархии, а средством сохранения существующего государственного строя и общественного устройства.
Проще говоря, постсоветская модель телевизионного устройства всегда балансирует между двумя крайностями: телевидением как средством установки духовных скреп и консервации текущего строя или же телевидением как орудием в борьбе между олигархическими кланами и мобилизации через раскол части населения, которому уготована участь полезных идиотов в борьбе олигархии между собой. Собственно, никакой другой роли ТВ играть не может — оно является объектом, а не субъектом.
Таким образом, в кризис телевидение президентских республик становится реакционной силой, а парламентских — революционной, точнее, силой, способствующей проведению государственных переворотов.
Контроль КПСС над советским телевидением был тотальным вплоть до упразднения Главлита и отключения «глушилок», подавлявших сигнал буржуазных СМИ. Однако важно не путать причину со следствием: не «демократизация» ТВ уничтожила СССР, а мутировавший советский телевизор ускорил течение смуты, потому что ему позволила это сделать советская номенклатура, решившая приватизировать союзные республики. Сейчас подобная степень контроля над информационным пространством встречается буквально в нескольких постсоветских республиках.
Пример тотального контроля государства над телевидением — Туркменистан, где нет ни одного частного телеканала, на всех государственных установлена жёсткая цензура с запретом на критику власти, а прямые эфиры отсутствуют как таковые. Нейтральный статус и состояние газовой «автаркии» позволяют Ашхабаду не только ограничить влияние иностранных СМИ на подвластное население, но и не ставить в качестве цели освещение событий в республике для иностранцев — ни у одного из семи государственных телеканалов республики нет своего сайта. С 2015 года власти в Туркменистане демонтируют спутниковые антенны в домовладениях граждан и предлагают им подключение к кабельному телевидению с регламентированным набором программ. В качестве повода для демонтажа «тарелок» власти называли желание облагородить внешний вид улиц городов и столицы. В действительности же эстетическими соображениями прикрывали цензуру и борьбу с инакомыслием.
Несколько либеральнее обстоит дело с телевидением в Узбекистане. В республике около 14 республиканских государственных и 13 региональных телеканалов, которыми управляет Национальная телерадиокомпания Узбекистана. Есть частные республиканские телеканалы, однако все они являются неполитическими, что свидетельствует о контроле центральной властью информационного пространства и относительной клановой стабильности: ни ослабление Ферганского клана после беспорядков в Андижане в 2005 году, ни решение вопроса о власти после смерти Ислама Каримова не привели к выплёскиванию противоречий между кланами в информационное пространство.
В государствах с сильной централизованной властью оппозиционное ТВ невозможно по определению. Поэтому родившееся в 1990-х телевидение независимой России позволяло себе антигосударственную риторику лишь до момента прихода к власти Владимира Путина, ознаменовавшего скорое достижение крупным капиталом консенсуса по вопросу магистрального пути развития России.
Уже к началу 2000-х государство прямо или косвенно (через госкорпорации) вошло в акционерный капитал практически всех российских телеканалов, что позволило контролировать информационную политику федерального ТВ.
Комментарии 1