Его послевоенную историю можно описывать долго, она действительно весьма увлекательна, но нам бы хотелось остановиться только на одной ее части – на том, как Siemens и Росатом хотели стать совместным предприятием, да так и не смогли этого сделать. Проект пытались реализовать не так уж и давно, 7-8 лет тому назад, но мы уверены, что в том потоке информации, который обрушивается на наши головы, помнят о нем немногие.
Что связывало Siemens и атомную энергетику? Один из «локомотивов», который вытащил компанию из послевоенного разгрома был как раз атомный немецкий проект – разумеется, сугубо мирный, а не военный. В атомную энергетику Siemens пришел еще в конце 50-х, с самого начала следующего десятилетия в строй стали входить исследовательские атомные реакторы, которые компания создавала один за другим, пока дело не дошло до реакторов уже промышленных. Нарабатывался опыт, росла квалификация, такой переход был совершенно естественным. Некоторое время спустя все свои «атомные» производства и исследовательские лаборатории Siemens объединил в дивизион KWU. Что такое KWU, если в двух словах? Это 18 из 19 работающих в ФРГ АЭС. На наш взгляд – достаточно, чтобы понимать, что Siemens – это не 3-4 газовых турбины…
Зеленая политика Германии и французский партнер
После объединения Германии в стране начали расти антиядерные настроения, новые реакторы строиться перестали, срок эксплуатации реакторов, имевшихся у ГДР, продлевать не стали и потихоньку просто остановили. Ну, а усиление позиций «зеленых» делало перспективы KWU еще более безрадостными, поскольку эти господа желали только одного – избавиться от атомной генерации, поскольку очень уж она вредна. Чем именно? Да неважно, мы так решили! Да, панические настроения после аварий на АЭС в США и в СССР были использованы чрезвычайно профессионально – общественное мнение все более весомо склонялось в пользу тех, кто намеревался лишить Германию 25% ее генерации электроэнергии. Впрочем, это дела немецкие, суверенные, имеют полное право. Нравится им традиция дымящихся труб электростанций, работающих на родном буром угле Рура – пусть наслаждаются. Нравится играться с ВИЭ – да никаких проблем, если им так хочется. Мы, собственно, не об этом, а о Siemens и его KWU.1
Атомная часть Siemens начала века
Не видя сияющих перспектив у себя дома, немцы стали подыскивать партнеров за пределами фатерлянда. В 2001 году партнер нашелся – им стала французская Framatome, а совместное предприятие чуть позже получило наименование AREVA NP, машиностроительное предприятие AREVA. Связи с французским атомным проектом были уже налаженными, да и проект реактора EPR-1600 разрабатывался с участием немецких специалистов, так что ничего неожиданного в таком решении Siemens не было. Немецкий концерн получил в совместном предприятии (СП) 34%, но оплачены они были не деньгами, а предприятиями, входившими в состав дивизиона KWU. Получилось несколько вычурно, но, видимо, были на то свои причины. В Германии было создано AREVA NP Gmbh, 100%-ная дочка французской AREVA, а этой немецкой компании, в свою очередь, принадлежали компании IntelligeNDT Systems & Services GmbH и Advanced Nuclear Fuels GmbH. Что они из себя представляли?
Нет комментариев