Союзники потерпели быстрое поражение, хотя имели примерно равную с немцами по боевому составу группировку. Они рассчитывали на длительные позиционные сражения, как во время Первой мировой, но этого не произошло из-за допущенных ошибок, вызванных в том числе дезинформационными мероприятиями противника.
Отвлекающее вторжение
Аналогичные задачи разведслужбам фашистской Германии были поставлены при подготовке войны с СССР. Надлежало ввести Москву в заблуждение в отношении истинных целей Третьего рейха на востоке и тем самым обеспечить внезапность нападения. Для этого 15 февраля и 12 мая 1941 года штаб ОКВ издал директивы, определившие основные мероприятия.
К их исполнению помимо разведки привлекались высшие должностные лица, в частности министр иностранных дел Риббентроп, статс-секретарь МИДа Вайцзеккер, руководитель канцелярии Гитлера Майсснер. Общая организация была возложена на главу абвера – Канарису предписывалось действовать на основе следующего принципа: «Экономное использование версий об общей тенденции германской политики и только по тем каналами теми средствами, которые он сочтет наиболее целесообразными в складывающихся условиях».
Направленность подготовки дезинформации в директиве от 15 февраля была такова. На первом этапе, приблизительно до середины апреля, сохранять неопределенность о действительных намерениях Германии.
Для этого планировали сообщать о подготовке к вторжению в Англию, преувеличивать значение операций в Греции и переброски немецких войск в Северную Африку, а начавшееся сосредоточение группировки по плану операции «Барбаросса» объяснять ротацией гарнизонов на западе и востоке и как оборонительные меры от возможного нападения России.
На втором этапе, когда скрыть приготовления к войне уже не удастся, распространять мнение о сосредоточении войск на востоке как о крупнейшем в истории отвлекающем маневре, который в действительности является последним этапом перед вторжением в Англию.
В директиве от 12 мая отмечалось, что вторая фаза дезинформации противника будет начата с 22 мая, когда к границам СССР начнется масштабная переброска войск по железной дороге. Это намеревались представить введением в заблуждение западного противника. Одновременно должна была распространяться информация о завершении подготовки к нападению на Англию.
Захват немецкими войсками острова Крит интерпретировался как генеральная репетиция десанта на английскую территорию. В директиве указывалось: чем ближе день начала операции, тем грубее должны быть методы и средства введения противника в заблуждение.
Канарис и его подчиненные провели масштабную работу. Широко использовали агентурную дезинформацию, специально сфабрикованные материалы для распространения не только в Германии, но и за рубежом.
Иностранным военным атташе в Берлине по различным каналам доводились ложные сведения. Все они носили разрозненный и отрывочный характер, но соответствовали общим принципам директив ОКВ.
В результате Москва получала многочисленные донесения, содержавшие как достоверные сведения о подготовке Германии к агрессии против СССР, так и сфабрикованные. По мере приближения нападения информационная обстановка осложнялась.
В мае-июне 1941 года высшее руководство и командование Красной армии знакомились с донесениями нелегальных и легальных резидентур, агентов-одиночек, обобщенными спецсообщениями и докладами военной разведки, органов НКВД, Главного управления пограничных войск, а также материалами зарубежных постпредств и источников Коминтерна.
В них содержались различные варианты развития событий на восточных границах СССР, некоторые были дезинформацией.
В Кремле понимали, что Гитлер намерен начать войну, и готовились. На основе данных разведки принимались важные решения. С апреля приступили к масштабной скрытной мобилизации войск, начали их выдвижение к западным границам СССР.
Призвали 800 тысяч человек, на территорию Западного и Киевского ОВО были передислоцированы четыре армейских управления, девять управлений корпусов и 28 дивизий.
Противоречивость донесений разведки о сроках нападения не позволяла до самого последнего момента принять однозначное решение. Сталин надеялся, что ему удастся выиграть время, втянув Берлин в переговоры, на возможность которых намекали некоторые подброшенные немецкой разведкой сведения.
Это привело к стратегическому просчету в определении времени агрессии против СССР, самому существенному, а с позиции внешнеполитических интересов и безопасности страны, вероятно, единственному за все время нахождения Сталина на высшем государственном посту.
Главный информатор вермахта был советским контрразведчиком
Опыт дезинформации противника, полученный в годы Второй мировой войны, по-прежнему востребован.
Первый успешный опыт введения в заблуждение руководства Третьего рейха англо-американские союзники получили при подготовке операции «Торч», проведенной в ноябре 1942 года. Замыслом предусматривалось десантирование в Марокко и Алжир семи пехотных и бронетанковых дивизий численностью 107 тысяч военнослужащих. Для переброски морем привлекалось до 350 боевых кораблей и большое количество транспортных судов.
Конвои формировались в США и Великобритании, их маршруты проходили через Атлантику и Средиземное море, где активно действовали немецко-итальянские ВМС. Ранее они неоднократно атаковали союзные суда и наносили серьезный ущерб. На авиабазах в Средиземноморье размещалось до 700 бомбардировщиков и торпедоносцев, способных сорвать высадку десанта союзников.
К подготовке операции были привлечены недавно созданное американское Управление стратегических служб и британские МИ-6 и МИ-5. Через перевербованных германских агентов, своих сотрудников в нейтральных странах союзники стали распространять сведения, что началось формирование крупных конвоев (отрицать это было невозможно), но данные о маршрутах разнились.
По одним сведениям, с американского побережья конвой направится к Кейптауну, затем совершит переход на удаленный тропический ТВД. Другой «достоверный» источник сообщал, что высадка американцев случится в районе Дакара. Сосредоточение сил у Британских островов объяснялось подготовкой к активным действиям в Норвегии.
Когда операция началась, американский конвой в Атлантике старались скрыть. Появление ордера у входа в Гибралтарский пролив сопровождалось слухами о том, что суда идут на Мальту, чтобы облегчить положение находившегося там английского гарнизона.
В результате германское командование полностью дезориентировали и высадка крупных сил противника в Северной Африке оказалась для немцев неожиданностью. Войска начали активные боевые действия против германо-итальянских сил, что изменило стратегическую обстановку на этом ТВД в пользу западных союзников.
Ставка на мертвого майора
В июле-августе 1943 года была проведена операция «Хаски», в которой на итальянский остров Сицилия высадились 7-я американская и 8-я британская армии – около 500 тысяч военнослужащих. В Южной Европе находилась достаточно сильная группировка итальянских и германских войск, насчитывавшая около миллиона человек. Она могла серьезно потрепать десант. Поэтому союзники вновь решили провести масштабные дезинформационные мероприятия.
В Лондоне задумали подбросить в море вблизи испанского побережья «утонувшего» офицера-курьера с потерпевшего катастрофу английского военного самолета. При строжайшей секретности британцы нашли в морге труп, который можно было принять за утопленника. Он и стал «майором королевской морской пехоты Мартином».
В карманы положили все необходимые документы: удостоверение личности, письма, извещение из банка, письмо и фотографию невесты, другие мелочи, подтверждавшие личность английского «майора Мартина».
Самым же главным было служебное письмо одного из штабных командиров в Лондоне командующему британской 18-й группой армий в Африке, свидетельствовавшее, что союзники будут высаживаться в Греции на побережье Пелопоннеса и в еще одном месте в западной части Средиземного моря. В послании содержался намек, что это будет Сардиния.
В письме подчеркивалось: британское командование хочет, чтобы немцы думали об основной высадке сил вторжения на Сицилии, хотя на самом деле этот остров будет использоваться как прикрытие истинных мест десантирования.
Труп «майор Мартина» выбросили с борта субмарины, и вскоре его прибило к берегу. Он был подобран испанцами, которые ознакомили с содержимым карманов представителя абвера в Мадриде. Одновременно перевербованный немецкий агент направил в Берлин «подлинный документ», свидетельствующий о предстоящем захвате союзниками Сардинии и высадке в Болгарии.
Аналитики ОКВ как раз прогнозировали возможные действия противника. Полученные абвером материалы после тщательной проверки признали подлинными и положили в основу решений. В Грецию перебросили танковую дивизию из Франции, туда же направили несколько частей, снятых с Восточного фронта. На Сардинию прибыли подкрепления из Германии. Часть боевой авиации перебазировали с Сицилии в Грецию.
Высадку союзных войск немцы приняли за отвлекающий маневр, они ждали противника на Сардинии и в Греции, где все было готово к отражению крупных десантов. Это позволило американцам и англичанам при относительно небольших потерях достичь цели операции «Хаски», создать условия для последующих действий в Южной Европе.
Десант под прикрытием дезы
Наиболее успешная операция-обманка была проведена западными союзниками в 1944 году при подготовке вторжения во Францию. Достигнутый при этом успех в значительной степени был результатом тщательно спланированных дезинформационных мероприятий, к которым привлекались британские и американские разведслужбы. Подготовка к стратегической операции «Оверлорд» – высадке во Франции более 2,5 миллиона военнослужащих – началась в 1943-м. Союзники решили десантироваться в Нормандии.
Там им противостояли бы две группы армий вермахта, насчитывавшие 59 дивизий, в том числе 10 танковых. В первом эшелоне могли высадиться только пять дивизий, наращивание группировки шло бы постепенно. Узнай немцы о дате и точном месте десанта, они легко восстановили бы контроль над плацдармом, бросив в бой танковые дивизии.
Началась беспрецедентная по масштабам операция под кодом «Фортитьюд». К ее проведению привлекли несколько тысяч сотрудников разведки и военнослужащих, около 40 находившихся на Британских островах под контролем МИ-5 немецких агентов.
Главной целью было запутать Берлин и заставить немцев предположить, что вторжение начнется с наступления в Южной Норвегии, а основной удар будет в районе Па-де-Кале – наиболее узкой части Ла-Манша.
В соответствии с этим готовились донесения от перевербованных агентов, велся ложный радиообмен, до противника разными каналами доводилась информация о создании несуществующей группировки войск на английском побережье напротив Па-де-Кале.
Кроме того, в «достоверных» донесениях были данные о планах высадки союзных войск на побережье Бискайского залива и в районе Марселя. Германское командование вводили в заблуждение и о сроках десанта.
Абверу подбрасывали данные о том, что вторжение состоится в феврале 1944 года, затем стали указывать февраль и начало марта. Другие источники, которым всегда верили немцы, указывали более конкретные даты: 9 или 17 апреля. В мае были названы три «точные» даты, но они прошли, а вторжения не было.
К 6 июня, когда началась операция «Оверлорд», германское командование не знало ни места высадки союзников, ни ее сроков. Поэтому вторжение оказалось неожиданным. Затем заработала вторая фаза операции «Фортитьюд».
Нет комментариев