Виктор Янукович намерен вернуться в Киев, причем, президентом. «У него есть намерение вернуться в Украину, и для этого будут предприниматься правовые шаги. Янукович с себя полномочий президента не слагал и не самоустранялся от руководства страной», — заявил Виталий Сердюк, адвокат Виктора Януковича.
Бывший президент Украины — далеко не единственный украинский политэмигрант, живущий в России.
В 2014 году я очень много общался с украинскими политическими беженцами, и мне в то время казалось, что у нас полное взаимопонимание. Однако в итоге выяснилось, что мы говорили об одном и том же, на одном и том же языке, но вкладывали в одинаковые слова разные смыслы. И наши пути разошлись.
Что такое «проект Новороссия» для гражданина России? Разумеется, возврат исконно русских земель, как это произошло с Крымом. Но так думали мы, обычные граждане, многие из которых жертвовали на это благородное дело собственные сбережения или, как я, свое время и энергию. Президент России думал иначе.
Мне уже приходилось писать, что Путин Новороссию, вообще-то, не сливал — с самого начала было объявлено, что «крымского варианта» не будет. Мы не поверили. Решили, что разгадали его хитрый план. Непонимание возникло, потому что кроме путинского был еще один хитрый план — украинский.
Для подавляющего большинства граждан Украины, которых в 2014 году оказалось так много в Москве, «проект Новороссия» был прежде всего шансом вернуться в украинскую политическую элиту — главами администраций освобожденных областных и районных центров, депутатами или даже лидерами новых «народных республик». А многие, видимо, мечтали в скором времени занять посты во властных кабинетах вплоть до президентского. Возглавить страну, очищенную от бандеровского элемента с помощью русской армии.
Вот и Янукович, как видите, не оставил мысль о президентстве. Если кому-то из политэмигрантов и нужна Новороссия, то лишь как трамплин для решительного прыжка в Киев. Те, у кого амбиций поменьше, мечтают просто вернуться в родной город, освободив его от оккупации победителями «революции гидности». Освободив не лично, а при помощи наших солдат.
Воссоединения Новороссии с Россией политэмигранты никогда не желали. Что стало для меня настоящим открытием.
Эту мою мысль подтвердил и Ростислав Ищенко — один из немногих украинских беженцев, которому я доверяю. Сегодня он такой же гражданин России и житель метрополии, как и я сам, просто, в отличие от меня, знает обстановку на Украине во всех подробностях. И у него гораздо шире круг знакомых с его прежней родины, так что настроения своих бывших сограждан, оказавшихся в России, он знает куда лучше.
Большинство из них мечтает вернуться домой, когда хунта сбежит после блицкрига с Востока, и занять какие-нибудь интересные должности. Поэтому украинские паспорта у них при себе. В отличие от Ищенко, который официально написал заявление об отказе от украинского гражданства и отослал его в посольство. А потом и синий украинский паспорт — сразу после того как получил красный российский.
Впрочем, Ростислав стал россиянином сразу и безоговорочно, еще до того, как получил вид на жительство, ибо иллюзий о скором возвращении на родину на белом коне победителя никогда не питал. И он настоящий русский человек, который считает себя украинцем по месту рождения, а не по национальности. Так сибиряки, дальневосточники или уральцы называют себя русскими, просто живущими или родившимися в Сибири, на Дальнем Востоке или на Урале. Он умен, много работал в киевских властных структурах, часто предвидел возможные шаги Владимира Путина, а потому знал наперед, что махать шашкой Кремль не будет.
Россия научилась ждать. Ростислав Ищенко — тоже. А теперь и я.
Обиженным же на бандеровцев политбеженцам и многим нашим неравнодушным согражданам, исправно перечислявшим им деньги на борьбу с киевской хунтой, хотелось быстрого результата. Вот только результат для тех и других был разным. Если россияне жаждали возвращения исконно русских земель, то украинцы-эмигранты никакого воссоединения не хотели — они лишь намеревались сесть на многочисленные киевские столы в министерствах, в редакциях, в банках и в других важных структурах. Спихнув наглых нациков, занявших хлебные места.
Но осенью 2014-го они окончательно поняли, что никаких танков и самолетов не будет, ни Харьков, ни Одесса, ни, тем более, Киев российская армия брать для них с боями не собирается. И почувствовали себя обманутыми. Хотя, что уж греха таить, они обманули себя сами — им никто, никогда и ничего не обещал.
Вот тогда и появился мем «Путин слил Новороссию».
Заметьте, я не имею в виду тысячи добровольцев, которые поехали со всей России и Украины защищать Донбасс от напавших на него националистов. Я говорю только о тех, кто вместо Луганска и Донецка поехал в Москву, объявил себя беженцем и развил бурную деятельность, стараясь взбудоражить российскую общественность и политиков средней руки. Чтобы после победы начать собственную политическую карьеру.
Бывали случаи, когда некоторые из них вдруг опять «всплывали» в Киеве, как рассказывал мне Ростислав, ибо ни в каких списках СБУ их на самом деле не было. Люди просто пытались трудоустроиться в России, где украинские события воспринимались в то время очень остро, а их осведомленность ценилась. А если не получалось, то возвращались и искали работу в украинской столице — уже как эксперты по России.
По всей видимости, это умение многих политэмигрантов сидеть на двух стульях никогда не было секретом для Москвы. Как не было тайной их желание сохранить современную Украину суверенным государством, но сделать ее пророссийской, по сути, вернуть доверительные отношения между странами.
Кремлю эти полумеры были больше не нужны — украинский вопрос должен быть решен раз и навсегда. А быстрота и натиск здесь только мешают.
Идея российского президента предельно проста, достаточно вчитаться в Комплекс мер по реализации Минских соглашений глазами киевских политиков и рядовых бандеровцев. Неслучайно ведь на Украине по этому поводу взрываются гранаты и устраиваются драки в Верховной раде. А ведь выполнять свою часть обязательств победители Майдана пока даже не начинали.
В Киеве отчетливо понимают: если Минские соглашения будут выполнены, то Украина в своих нынешних границах со временем исчезнет. Автономию вслед за Донбассом потребуют все остальные и, скорее всего, ее получат. Тем более что экономическая ситуация в ЛНР / ДНР потихоньку исправляется, и скоро в республиках жить станет легче, чем в других украинских областях, несмотря на блокаду. А точнее, как раз благодаря ей.
Вот так ужасно выглядели цены в Донбассе в июле прошлого года.
Комментарии 14