Опубликовано 06.02.2015 08:00 Категория: Политический экран
5 февраля в российский прокат вышел фильм Андрея Звягинцева «Левиафан». Несмотря на то, что фильм снят в России, он уже вышел на экраны в Великобритании. «Взял» «Золотого Глобуса». Вошел в “short list” претендентов на «Оскара». И хорошо отметился на российском «Золотом Орле».
В основу сюжета положена библейская история об Иове, перенесенная в современную Россию. Однако есть серьезнейший нюанс. Библейский Иов, доказав свою преданность Богу и терпение был вдвое вознагражден. А Коля Сергеев – нет. Предали все. Отняли всё, даже свободу. Полная безнадежность. Нет даже намека на просвет. У нас нет цели пересказывать сюжет. Обратим только внимание на это существенное обстоятельство. Остановимся же на том, как показана Россия.
Серая природа, серая погода, серые люди. Серые, обшарпанные пятиэтажки, серый рыбозавод. Водку, как воду, пьют все и постоянно - и Коля Сергеев автослесарь, и столичный юрист, и полиция, и мэр города. Женщина готова отдаться заезжему юристу, не стесняясь мужа. Судья, скороговоркой читает приговоры и решения[1]. Насквозь коррумпированный мэр. Уголовного вида руководители полиции и прокуратуры – послушные исполнители воли мэра-бандита. И православный архиерей, духовно окормляющий беззаконие. Чтож, шансы на «Оскара» у этого кино есть. И весьма значительные. Именно такой хотят видеть Россию «там».
Особенность «холодной войны» состоит в том, что война есть, но её наличие невозможно доказать. Это в полной мере относится к фильму. Авторов фильма невозможно обвинить во лжи. Сюжет? Не сами придумали, из самой Библии взяли. Он «вечный». Только концовку подрезали, «немного». Коррумпированные чиновники? Чуть не каждую неделю по телевизору рассказывают. Водка? В свободной продаже. Неучтенные «стволы? В криминальных новостях мелькают сообщения об изъятиях. Предательство друзей? Сколько угодно. Супружеская измена? Тоже. Несправедливые приговоры? Увы, и такое случается. В Православной Церкви тоже не всё в порядке, тоже хватает греха.
Однако в «Левиафане» пороки доведены до абсолюта. Если коррумпированный чиновник, то «руки по локоть в крови», с намеком на заказное убийство. Если купленные прокуратура и МВД, то послушно принимают к исполнению грозный окрик мэра-бандита. Или пьяный ГИБДД-шник за рулем. Если измена, то на глазах у мужа и с его давним другом. Если неучтенное оружие – то стрельба очередями по бутылкам из «Калашникова» в присутствии постороннего. Если неправедный суд, то к пожизненному заключению. Если лицемерие Церкви, то храм на месте преступления. Упомянутые пороки не являются прерогативой России. Скандалы разного свойства сотрясают даже элиту МВФ, а Католическая Церковь едва успевает открещиваться от священников-педофилов. Сам Андрей Звягинцев не скрывает, что идея создания фильма возникла после знакомства с историей американского сварщика Марвина Химейера и прочтения новеллы Генриха фон Клейста «Михаэль Кольхаас»[2]. Но в фильме сделан акцент именно на России. Постоянно мелькающие в кадре портреты Путина. Финал фильма, где мэр города, его вышестоящий руководитель, стоят службу, которую ведет всё тот же архиерей, в том самом храме. Всё это прямо указывает, что направлением главного удара фильма являются законная Российская власть, а также Православная Церковь. Да авторы особо это и не скрывают. В кадре регулярно появляется скелет какого-то огромного морского животного. А Левиафан, – библейское чудовище[3], - также является и предложенной Томасом Гоббсом метафорой Власти церковной и гражданской[4]. Какой страны власть – на то недвусмысленно указывает место действия картины.
Помнится, классе в пятом, наша классная руководительница на собрании учеников и их мам, посвященном 8 марта, зачитала из журнала только хорошие отметки. Моя мама была довольна. А я скромно промолчал о «двойке» и нескольких «тройках», я был твердо уверен, что исправлю их в самое ближайшее время. В жизни хоть отдельного человека, хоть целого государства найдется немало и положительных и отрицательных явлений. Вопрос, как подобрать дела человека и государства? И как судить потом? Если подобрать только плохие поступки, то получится негодяй. Если только хорошие – ангел. Но можно ли говорить об объективности? Тоже самое мы видим и в фильме «Левиафан». Присущие любому обществу пороки доведены до предела, собраны в кучу и вывалены на зрителя. И как после этого он будет воспринимать Россию? Еще раз обращаю внимание. Фильм уже прошел в Великобритании и еще только выйдет на экраны в России. Кому адресован фильм?
Фильм интересен также и тем, что многое выявил. Например, показал ситуацию в «Национальной Академией кинематографических искусств и наук России». По крупному, по итогам 2014-го года за награды боролись два фильма: «Левиафан» Звягинцева и «Солнечный удар Михалкова. И, судя по распределению наград, наша киноэлита совсем не однородна и далеко не вся настроена патриотически.
P.S. Любопытно, но в 1989-м на экраны вышел американо-итальянский фильм с таким же названием. И тоже направленный против России, - тогда СССР. Совпадение?
Теги: «Левиафан», Власть, Болдырев
[1] Кстати, ради любопытства я поинтересовался участком, кадастровый номер которого назван в фильме. Он не существует. Как не существуют упомянутые кадастровый квартал и район. А вот округ оказался Амурским, одним из наиболее отдаленных от Москвы.
[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/Левиафан_(фильм,_2014)#.D0.98.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B8.D1.8F_.D1.81.D0.BE.D0.B7.D0.B4.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.8F [3] См. Иов. 40:20—41:26
[4] Томас Гоббс. «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев