Старая история.
В мае 1968 года во Франции произошли события, начавшиеся с студенческих волнений, переросшие в всеобщую забастовку и приведшие к падению правительство Де Голля и изменениям во французском обществе с окончательным формированием общества потребления.Движущей силой студентов, помимо общего молодёжного протеста (самый знаменитый лозунг — «Запрещать запрещается»), были различного рода крайне левые идеи: марксистско-ленинские, троцкистские, маоистские, анархистские, нередко также перетолкованные в романтически-протестном духе.Всему этому предшествовали следующие события. В 1967 году эффект всемирной рецессии отразился на рабочих и привел их в движение. В течение целого ряда лет жизненный уровень рабочих и условия их работы отставали от темпов хозяйственного развития. Заработная плата была низка, рабочая неделя длинна, внутри предприятий рабочие были бесправны. Теперь к этому добавились безработица и переработки у станка. Горная, сталелитейная, текстильная и строительная отрасли промышленности вступили в стадию стагнации.
К началу 1968 года Франция на первый взгляд выглядит относительно спокойной страной, однако сразу под поверхностью общественной жизни нарастает и зреет социальное напряжение. Страна напоминает пороховой погреб. Нужна лишь искра. Студенческие протесты выступают именно в качестве этой искры.Начало было положено волнениями студентов. 3 мая 1968 г. в ответ на угрозу исключения нескольких активистов «гошистских» организаций студенты объявили забастовку и заняли помещение Парижского университета. Когда полиция попыталась их разогнать, студенты вступили в схватку с полицейскими. В ночь с 10 на 11 мая на улицах Парижа появились первые построенные студентами баррикады. Полицейские двинулись на штурм баррикад. Студенты встречали их градом камней, поджигали стоявшие на улицах автомашины и направляли их против полицейских. Полиция действовала жестоко: избивала студентов дубинками, применяла слезоточивый газ.Выступления студентов дали толчок массовому движению трудящихся. При первых известиях о репрессиях против студентов профсоюзные центры призвали трудящихся к демонстрациям и забастовкам протеста. Их инициативу поддержала коммунистическая партия и другие левые группировки. 13 мая 1968 г. на демонстрацию протеста в Париже вышло около 600 тыс. человек. Одновременно начались забастовки, которые быстро переросли во всеобщую стачку огромного размаха. По всей стране трудящиеся прекращали работу и занимали предприятия. Они требовали положить конец полицейским репрессиям, повысить заработную плату, улучшить социальное обеспечение, уважать демократические свободы. В течение мая-июня 1968 г. во Франции бастовало около 10 млн. человек – фактически весь рабочий класс, значительная часть интеллигенции и служащих. В течение многих недель бездействовали высшие учебные заведения, занятые бастующими студентами.20 мая правительство фактически утратило контроль над страной. Повсюду раздаются призывы к отставке де Голля и его правительства: "Десять лет — хватит!" 24 мая де Голль пытается восстановить контроль при помощи переданного по телевидению обращения к стране. Он обещает провести референдум, дать студентам и рабочим больше прав в университетах и на предприятиях. Но это выступление лишь более явно обнаруживает его собственное бессилие. Обращение не оказывает никакого эффекта.
В течение первых трех недель мая во Франции создалась революционная ситуация, почти не имеющая прецедентов в истории. Если бы это движение оказалось возглавленным твердым и последовательным руководством, оно могло бы свергнуть де Голля и всю его Пятую республику. Силовые структуры продолжали защищать режим, но они не смогли бы устоять против целенаправленного политического наступления. Масштабы массового движения оказали бы разлагающее влияние на ряды полиции, жандармерии и армии.В действительности революция 1968 года подготовила неолиберально-неоконсервативное обновление этой буржуазной цивилизации, символическим выражением чего может считаться то, что парижский герой Кон-Бендит в 70-е гг. превратился в буржуазного политика и сегодня является депутатом Европарламента, а основатель левацко-маоистской партии Мишель Рокард стал даже премьер-министром, не говоря уже об известной карьере Йошки Фишера.Провозглашение ценностей и идеалов 1968 года быстро «перевоплотилось» в идеологическое обоснование неолиберального капитализма, глобальной системы «общества потребления», удовлетворив требованиям рынка капиталов, свободного перемещения капиталов и практически неограниченного господства «свободного рынка». С другой стороны, в противоположность своим первоначальным целям, 1968 год – сломив веру во «всемогущее государство» – отнюдь не проложил путь для «разрушения буржуазного государства», произошло как раз обратное.Неолиберальный поворот был украшен такими перьями из наследия 1968 года, как антирасизм, мультикультурализм, защита прав меньшинств, защита прав человека, хотя при этом у общества были отняты возможности самообороны, 68-й год и кейнсианские идеи были преданы забвению, и логика капитала «вызвала к жизни» антисоциальную систему свободного рынка, которая превознесла до небес социальное неравенство. В резком отличии от 1968 года этот поворот замкнул систему слева и предоставил возможность для развертывания оппозиционного потенциала в сторону рынка и «тотальной» приватизации. Таким образом, в действительности капитал и его институты извлекли прибыль из антигосударственных устремлений 1968 года, конечно, как мы уже хорошо знаем сегодня, цель заключалась в том, чтобы урезать или полностью ликвидировать не само государство, а только его общественные функции, его учреждения и меры в сфере социального благоденствия.И сегодня по истечении достаточного времени для переосмысления «антибуржуазной» революции можно увидеть все последствия событий 1968 года во Франции: революционеры Франции свергающие Де Голля под лозунгами: "Освобождение человечества будет всеобщим, либо его не будет!», «Будьте реалистами требуйте невозможного", таки получили что хотели. Пенсию к 73 годам, ювенальную юстицию , однополые браки, налоги до 75%, исламизацию страны с регулярно пылающими машинами и болвана на мопеде Олланда.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев