Выездные проверки МВД бывают двух видов.
Первые проводятся в отношении юридического лица или предпринимателя (по месту нахождения или по месту фактического осуществления деятельности (ч. 2 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, пп.пп. 5, 6, 7 п. 9, а также пп.пп. 2-4 п. 31, п. 55 Регламента), их цель - проверка деятельности организации или ИП на соответствие действующему законодательству, установление полноты и достоверности представленных лицом сведений (ч. 3 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, пп.пп. 2, 3, 5 п. 5 Регламента*(1)).
Вторые проводятся в отношении объектов, на которых трудятся, находятся или проживают иностранные граждане (пп.пп. 1-4 п. 9, п. 32, п. 55 Регламента); их цель - проверка иностранных граждан (пп.пп. 1, 4 п. 5, пп.пп. 1 и 7 п. 31 Регламента). Такие проверки проводятся в рамках госконтроля за проживанием и временным пребыванием иностранных граждан в РФ (п. 1 ст. 30 Закона N 115-ФЗ). Поскольку эти проверки проводятся, фактически, в отношении иностранных граждан, положения Закона N 294-ФЗ к ним не применяются (см. ч. 1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ, постановления Верховного Суда РФ от 05.08.2015 N 308-АД15-2957, от 31.07.2015 N 308-АД15-6167, от 27.04.2015 N 303-АД15-3337). Однако во время такой проверки (она в Регламента называется проверкой в отношении объекта, см. п. 9; объектом может быть рынок, стройка, территория, в том числе территория конкретного юридического лица, или даже просто адрес) МВД не проверяет деятельность причастных к иностранцам юридических лиц и предпринимателей. НО если по итогам проверки объекта обнаружатся незаконные мигранты, то МВД уже в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя или физического лица, привлекающих иностранных работников, дополнительно издает распоряжение о проведении проверки в отношении данных лиц либо возбуждает дело об административном правонарушении и проводит административное расследование (п. 33 Регламента, постановления Двадцать первого ААС от 09.07.2015 N 21АП-1259/15, Седьмого ААС от 26.01.2015N 07АП-12241/14, Второго ААС от 22.01.2015 N 02АП-9212/14).
О проведении выездной проверки в отношении организации (предпринимателя) (они могут быть только внеплановыми, см. п. 5 Положения N 1162) проверяемое лицо должно быть уведомлено не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ; исключение - проверка в связи с поступившими в МВД сведениями о нарушениях закона работодателем, а также при выявлении таких фактов в результате мониторинга МВД, см. п. 10 ст. 32 Закона N 115-ФЗ). Таким образом, положения Регламента (пп. 4 п. 59, п. 61), согласно которым вручение (направление) копии распоряжения о проведении проверки представителю объекта проверки производится в день выезда на проверяемый объект, не могут отменить законных обязанностей МВД по уведомлению, ведь обязанность заранее уведомлять о проверке установлена законом (см. ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ в совокупности со ст. 32 Закона N 115-ФЗ).
Внеплановая выездная проверка предпринимателей и организаций в связи с поступлением в МВД информации о фактах нарушений работодателем требований миграционного законодательства проводится только после согласования прокуратуры (п. 9 ст. 32 Закона N 115-ФЗ). Результаты проверки, проведенной без такого согласования, будут отменены по просьбе заинтересованных лиц (ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ, постановление Двадцатого ААС от 06.02.2014 N 20АП-8228/13).
Прибыв в место проверки, сотрудники МВД обязаны предъявить служебное удостоверение (ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, пп. 2 п. 59 Регламента) и подлинник и копию распоряжения на проверку (ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, п. 61 Регламента). В распоряжении будет указана вся информация о проверке: во-первых, в отношении кого или чего она проводится, а во-вторых, сроки, объем, полномочия проверяющих, цели и основания проведения проверки (ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, п. 52 Регламента). Копия распоряжения вручается проверяемому лицу (руководителю организации, предпринимателю, их представителю или должностному лицу, владельцу проверяемого объекта), о чем проставляется отметка на оригинале распоряжения (пп. 4 п. 59, п. 61 Регламента). Если эти лица отказываются от подписи или вовсе отсутствуют, копия распоряжения будет выслана по почте. Кстати, если таковых лиц вообще нет на объекте, то распоряжение по проверке зачитывают старшему по должности работнику на объекте либо иному лицу, имеющему непосредственное отношение к объекту проверки (пп. 4 п. 59 Регламента).
Проверяемые обязаны обеспечить проверяющим доступ к необходимым документам в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Если же непосредственно перед выездной проверкой проводилась документарная, то МВД запрещено повторно требовать те же самые информацию и документы, что уже передавались во время предшествующей проверки (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Надзорный орган не вправе требовать от проверяемых лиц документы (включая разрешительные) и сведения, включенные в перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ). В частности, в перечень входят сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 129 и п. 131), сведения о среднесписочной численности работников (п. 133), выписки из ЕГРП (п.п. 88-90), сведения о разрешениях на временное проживание (п. 139), о выдаче вида на жительство (п. 140), о действительности паспорта (п. 141) и иные. Если указанные документы запрашиваются в рамках межведомственного информационного взаимодействия, то проведение выездной плановой проверки в отношении субъекта малого предпринимательства может быть приостановлено руководителем органа МВД (его заместителем) на необходимый срок, но не более чем на десять рабочих дней (ч. 2.1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Впрочем, проверяемое лицо вправе (но не обязано), со своей стороны, предоставить такие документы и сведения по собственной инициативе (п. 2.2 ст. 21 Закона N 294-ФЗ).
Проверяемое лицо также обеспечивает доступ сотрудников МВД к транспортным средствам, оборудованию, помещениям (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, пп. 2 п. 11 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, пп. а п. 7 Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, утв. постановлением Правительства РФ от 13.11.2012 N 1162, далее - Положение N 1162, п. 12 Регламента), за исключением периода приостановления плановой выездной проверки субъекта малого бизнеса (ч. 2.2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
МВД будет обследовать территорию проверяемого лица (объекта) с возможным использованием фото- и видеосъемки (пп. а п. 7 Положения N 1162, пп. 6 п. 59, п. 64 Регламента). При обнаружении нарушений миграционного законодательства проверяющие составляют протоколы в отношении иностранных граждан, о чем в акте проверки обязательно должна быть сделана запись (пп. 6 п. 59 Регламента). Впоследствии сотрудники МВД знакомятся с документами, при необходимости составляют и передают запросы на истребование документов, сверяют подлинники с копиями представленных документов для последующего приобщения их к материалам проверки, в случае необходимости получают устные пояснения по устному запросу (пп. в п. 7 Положения N 1162, п.п. 64-67 Регламента). Письменные запросы в адрес проверяемого должны быть составлены в двух экземплярах. К материалам проверки приобщается экземпляр запроса с отметкой о вручении второго экземпляра проверяемому (абз. 2 п. 66 Регламента). Если истребуемые документы должны быть, по мнению проверяющих, приобщены к материалам проверки, то такие бумаги передаются по акту приема-передачи документов, составленному в двух экземплярах (п. 67 Регламента). Документы представляются в виде заверенных копий. Оригиналы документов могут быть изъяты только в исключительных случаях в качестве обеспечительной меры, в порядке ст. 27.10 КоАП РФ (абз. 2 п. 65 Регламента).
Если по каким-то причинам в установленный срок документы не могут быть предоставлены, то сотрудники МВД до истечения срока попросят представить предоставить мотивированное объяснение (п. 66 Регламента).
У иностранного гражданина, который будет обнаружен во время проверки, МВД потребует документы, определяющие его статус (например, вид на жительство, разрешение на временное пребывание, виза), цель его приезда (миграционная карта), регистрацию по месту пребывания, разрешение на работу (пп. б п. 7 Положения N 1162, пп. 1 п. 11 Регламента).
У работодателя проверяют регистрационные документы, разрешения на привлечение иностранных работников, трудовые договоры, уведомления о приеме на работу иностранца (пп. б п. 7 Положения N 1162, пп. 2 п. 11 Регламента). Кроме того, проверяемое лицо обязано раскрыть сведения об иных лицах, осуществляющих деятельность на этом же (проверяемом) объекте (абз. 3 пп. 2 п. 11 Регламента).
По результатам проведения проверки составляется акт, с которым проверяемый должен быть ознакомлен (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 8 Положения N 1162, пп. 6 п. 28, пп. 3 п. 89 Регламента).
Если сотрудник миграционного подразделения МВД не смог провести выездную проверку по вине проверяемого лица (то есть из-за отсутствия его руководителя, ИП, их представителей и должностных лиц или из-за любых их действий, повлекших невозможность проведения проверки, а также если проверяемое лицо фактически не ведет никакую деятельность), то об этом составляется специальный акт о невозможности проведения проверки с указанием соответствующих причин (ч. 7 ст.12 Закона N 294-ФЗ). В указанном случае МВД вправе в течение ближайших трех месяцев внезапно появиться с проверкой еще раз, причем без предупреждения.
#миграционныйконтроль #проверки #фмс #полиция #обжалвоание #юрист #адвокат
Нет комментариев