В сентябре 1916 года Алексей Брусилов, командующий войсками Юго-Западного фронта, одержит последнюю великую победу российской императорской армии. Уже через полгода генерал будет убеждать Николая II отречься от престола, а затем и вовсе вступит в ряды Красной армии, чтобы отомстить Деникину за гибель сына.
РАЗОЧАРОВАНИЕ В ЦАРЕ
Алексей Алексеевич Брусилов искренне ценил прямого, как он часто выражался, «толкового русского мужика» Александра III, на период правления которого пришелся бурный рост его военный карьеры. Однако с Николаем II отношения у Брусилова не складывались: «К сожалению, с воцарением Николая II картина резко переменилась», — писал он в своих воспоминаниях. В 1909 году уже известный военный офицер, герой русско-турецкой войны получает под командование 14-й армейский корпус, расквартированный в Варшаве под командованием генерала-адъютанта Скалона.
«ОН БЫЛ НЕМЕЦ ДО МОЗГА И КОСТЕЙ, С СООТВЕТСТВУЮЩИМИ СИМПАТИЯМИ. ОН СЧИТАЛ, ЧТО ГЕРМАНИЯ ДОЛЖНА КОМАНДОВАТЬ РОССИЕЙ. СООБРАЗНО С ЭТИМ ОН БЫЛ В БОЛЬШОЙ ДРУЖБЕ С ГЕНЕРАЛЬНЫМ КОНСУЛОМ В ВАРШАВЕ БАРОНОМ БРЮКОМ, ОТ КОТОРОГО, КАК МНОГИЕ ГОВОРИЛИ, НИКАКИХ СЕКРЕТОВ У НЕГО НЕ БЫЛО. БАРОН БРЮК БЫЛ БОЛЬШОЙ ПАТРИОТ СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА И ОЧЕНЬ ТОНКИЙ И УМНЫЙ ДИПЛОМАТ», — ВСПОМИНАЛ О СВОЕМ НАЧАЛЬНИКЕ БРУСИЛОВ.
Между тем, война была не за горами, международное напряжение нарастало. Брусилов решил сообщить начальству о происходящем в Варшавском корпусе. Военный министр Сухомлинов предложил Алексею доложить об этом лично Николаю. Император равнодушно отнесся к рапорту Брусилова: «Но когда я явился к Николаю II, то он меня ни о чем не спросил, а лишь поручил кланяться Скалону. Это меня крайне удивило и оскорбило. Я никак не мог понять, в чем тут дело». Этот инцидент стал одним из первых шагов к разрыву между Алексею Брусиловым и Николаем II. Последний не раз демонстрировал, что никакие заслуги полководца не изменят к нему царского отношения. «Я никогда не понимал, — писал впоследствии Брусилов, — почему, жалуя за боевые отличия, царь никогда не высказывал мне, по крайней мере, своей благодарности; он как будто бы боялся переперчить и выдвинуть того, кто заслужил своей работой то или иное отличие».
«ЛОШАДИНАЯ АКАДЕМИЯ»
Брусилову удалось воссоздать боевой дух русской кавалерии, коим она славилась в XVIII веке при Петре I. «Лошадиная академия» Брусилова, как часто ее называли, была известна своей строгой подготовкой и дисциплиной. Его подчиненные умели все: начиная от манежа, заканчивая парфосной охотой – погоней за зверем, когда группа всадников загоняет животное в условиях пересеченной местности. Брусилов добился внедрения этого нововведения повсеместно в русской кавалерии. Кроме того, он добился того, что офицеры-генштабисты, служившие в кавалерийских частях, должны были пройти практическую переподготовку в возглавляемой им школе. Некоторые изрядно попортили себе карьеру в результате этого обучения.
САМ БРУСИЛОВ В ВОПРОСАХ КАВАЛЕРИИ БЫЛ НЕПРЕКЛОНЕН: «КАВАЛЕРИСТ НЕ БОРЕЙТОР, НЕ УЗКИЙ МАНЕЖНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ, А КОННЫЙ ВОИН, СОСТАВЛЯЮЩИЙ С ЛОШАДЬЮ ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ… КОННЫЙ ВОИН ДОЛЖЕН УЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ ПРИ ВСЯКИХ УСЛОВИЯХ, ТО ЕСТЬ ПО ВСЯКОМУ ГРУНТУ, В ГОЛОЛЕДИЦУ, В ГЛУБОКОМ СНЕГУ, В МОРОЗ, В ОТТЕПЕЛЬ, ДНЕМ, НОЧЬЮ».
Брусилов не оставит свое дело до конца жизни, уже при советской власти он пустит все силы на создание кавалерии Красной армии.
«ШАГ ВПЕРЕД И ШАГ НАЗАД»
Брусиловский прорыв, самая успешная наступательная операция Первой мировой войны и последняя крупная победа Российской императорской армии, стала триумфом Алексея Алексеевича. Летом 1916 года войска Юго-Западного фронта под командованием генерала Брусилова, взломав австрийскую оборону, заняли практически всю Галицию и Буковину. Противник потерял до 1,5 млн человек убитыми, ранеными и пленными. https://i1.wp.com/mtdata.ru/u25/photo34BD/20561323933-0/original.jpg?w=1000
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1