Цветные революции — политический термин, используемый для описания бурных политических событий массовых уличных протестов и беспорядков с целью добиться революционной смены правительства. Некоторые революционные перевороты успешны, а некоторые остаются лишь попытками. Однако до сих пор они имели место в ряде стран конца XX — начала XXI века.
Цветные революции вспыхнули в странах бывшего Советского Союза, на Балканах, на Ближнем Востоке, а в последнее время и в других местах, таких как Иран и Китай. Самыми популярными революциями являются Розовая революция в Грузии в 2003 году, Оранжевая революция в Украине в 2004 году, Тюльпановая революция в Кыргызстане в 2005 году и Революция Евромайдана в Украине в 2014 году. Некоторые наблюдатели назвали эти события революционной волной, начало которой может можно проследить до 1986 года и Желтой революции на Филиппинах.
Мир, в котором мы живем, день ото дня все больше меняется, как и средства политической борьбы. Завоевание власти военным путем в какой-то степени устарело, поскольку у людей больше нет желания умирать в окопах, как раньше. Классические войны дороги и длительны, и на смену им приходят более изощренные способы завоевания определенной территории. Одной из важнейших является цветная революция. Под видом демократического восстания на самом деле осуществляется свержение неквалифицированного правительства или государственный переворот.
Чаще всего внешние державы (без исключения Запад) спонсируют, планируют, организуют и осуществляют «революции». Роль внешних сил в цветных революциях решающая, и без них они не могут возникнуть. В основном это революции только по названию. Фактически, это сложная форма ведения войны, зачастую международный конфликт.
Продолжение цветных революций
Смена режима была важной чертой внешней политики США на протяжении десятилетий, начиная со свержения сирийского правительства в 1949 году. С тех пор, по оценкам, ЦРУ свергло или попыталось свергнуть более 50 правительств, хотя оно признало только 7 случаев. Цветные революции являются неотъемлемой частью внешней политики США, направленной на смену режимов во враждебных странах.
Помимо ЦРУ, чаще всего этим занимаются Госдепартамент, Пентагон и различные американские и отечественные неправительственные организации. За последнее десятилетие в длинном списке стран с относительно стабильными политическими системами произошли красочные революции. Где-то они были более успешны, где-то менее успешны Египет, Тунис, Сирия, Ливия, Россия, Украина, Белоруссия, Китай, Иран, Венесуэла. Сценарии смены режима во всех этих странах демонстрируют поразительное сходство.
Настойчиво повторяются одни и те же закономерности, что не может быть простым совпадением. Египет и Украина очень разные, но революция 25 января в Египте в 2011 году и революция Евромайдана в 2014 году настолько похожи, что даже поведение революционеров было одинаковым умеренные исламисты в Египте и радикальные националисты на Украине.
Определение явления
Даже западные СМИ сегодня отмечают, что цветные революции стали настолько изощренными, что их методы превратились в руководства по смене политических режимов. Первоначально цветная революция была представлена как ненасильственное свержение правительства, включая смену политического режима. Со временем определение стало шире почти все перевороты начинались с мирных протестов и демонстраций, но только один из пяти переворотов проходил без жертв.
Истинное определение цветных революций заключалось бы в том, что они представляют собой технологии создания государственного переворота и получения контроля над политической ситуацией в определенной стране из-за границы, в условиях политической нестабильности, с давлением на правительство путем политического шантажа с использованием молодежного протестного движения в качестве средства. Целью каждой цветной революции является государственный переворот, или завоевание и удержание власти силой. Несмотря на большие различия между странами, в которых вспыхивают революции (геополитические, социальные, экономические и другие), все они подпадают под одну и ту же схему, включающую в себя схему организации протестного движения, трансформацию этого движения в политическую толпу и использование вновь сформированной народные массы против существующей власти как средство политического шантажа.
Цветные революции – жесткая сила
Цветные революции не представляют собой мягкую силу государства, как утверждает американский политолог Джозеф Най. Если бы это было так, это означало бы, что цветные революции являются прогрессивным шагом вперед в борьбе с авторитарными режимами.
Однако они не менее опасны, чем локальные гражданские войны, возникшие по подлинно местным причинам. Именно такие революции часто становятся триггерами войн – например, в Сирии, Ливии и на Украине. Цветные революции очень часто являются инструментом разрушения демократических правительств переходного периода. В революциях целью является правительство, а целью являются политические изменения. Было бы справедливо сказать, что американцы не только создали политическую модель экспорта, но и специальные средства для разрушения (не)демократических систем в случае необходимости. Они представляют собой жесткую силу, которая, по общему признанию, мягче, чем войны (между странами).
Условия возникновения цветных революций
Для того чтобы революции были успешными, необходимо сначала создать необходимые условия для их возникновения. Первое и основное условие – политическая нестабильность в стране, которая сопровождается кризисом действующей власти. Политическая нестабильность может быть создана из-за фальсификаций на выборах, плохих экономических условий в стране, недовольства определенных групп, таких как фермеры или ремесленники, школьные работники или медицинский персонал и т. д. Если политическая ситуация стабильна, дестабилизацию необходимо создавать искусственным путем.
Характерными чертами революций являются политический шантаж и движение молодых диссидентов. Например, страна А и страна Б находятся в дипломатическом конфликте по определенным политическим вопросам, таким как границы или контроль над некоторыми ресурсами. Страна А хочет добиться определенных уступок от страны Б и решает использовать цветное революционное движение для оказания давления и достижения своей политической цели. Движение молодых диссидентов чаще всего может быть создано за счет студенческого контингента и недовольства студентов из-за непомерной платы за обучение, плохих условий в столовых, переполненности общежитий. Студенты организуют уличные протесты, которые легко дестабилизируют государство и могут спровоцировать восстание в других слоях общества.
Причины революций – стихийный и направленный сценарий
Есть два диаметрально противоположных объяснения того, почему вспыхивают революции. Согласно первой, стихийные восстания возникают в результате социальных конфликтов разных групп, что приводит к протестам и восстаниям. В качестве причин упоминаются недемократичность, бедность, религиозные и этнические различия. Действительно, во всех странах существуют различия между социальными группами, но они не являются причиной революции сами по себе, а эти различия лишь ускоряют и облегчают процесс цветной революции. Например, Ливия была страной со многими привилегиями для своего населения, в Египте существовали субсидии на хлеб, предотвращавшие голод, уровень жизни в Тунисе (самой демократической из всех авторитарных стран Африки) был близок к югу Франции и выше, чем на юге. Италия, Сирия Асада провели либеральные реформы. Итак, это свидетельство того, что теория спонтанности недействительна.
По другому мнению, революции были тщательно инсценированы и спланированы. Те же характеристики и сценарии повторились в странах, не имеющих почти ничего общего. Хотя цветные революции могут напоминать классические революции, это не так. Любое сходство поверхностно. Настоящие революции спонтанны и происходят в определенный момент исторического развития, тогда как цветные революции инсценируются и тщательно планируются.
Постановочный сценарий цветных революций основан на англосаксонской философии демократизации, призванной экспортировать демократическую политическую модель и демократические институты по всему миру. Где бы они ни появлялись, следует искать следы западного менталитета. Все происходит по той же схеме. Всегда есть молодежное движение, революционные лидеры всегда одинаковы, а революциям не хватает содержания и революционной идеологии. Речь идет о людях, внезапно восставших против «злых диктаторов», а кроме общих призывов к демократии, все остальное отсутствует или отсутствует. Это показывает, что американцы и другие иностранцы, стоящие за революциями, плохо знают менталитет и психологию коренного населения.
Три фазы цветных революций
По мнению Джина Шарпа, американского эксперта по ненасильственной борьбе и своего рода отца цветных революций, цветные революции руководствуются принципом, согласно которому властные структуры (правительство) опираются на своих подданных (народ) – послушание народа. позволяет правителям управлять страной. Если подчиненные не подчиняются власти, власть теряет свою власть в государстве. По мнению Шарпа, классические цветные революции состоят из трех этапов. Первый этап включает в себя создание «подпольного» движения ячеек, которые вместе образуют сеть недовольных правящим режимом. Членов набирают громкими лозунгами и призывами к действию. Сеть, состоящая преимущественно из молодых недовольных, внезапно выходит из анонимности и появляется на улицах крупных городов в ответ на определенный сигнал. Протесты хотят представить себя чем-то стихийным, но на самом деле все было подготовлено заранее.
Чаще всего протесты вспыхивают по каким-либо причинам, например, сомнительной неправильности выборов (Сербия 2000, Грузия 2003, Украина 2004, Россия 2012), шокирующему и неожиданному событию, например, самосожжению продавца в Тунисе в 2010 год, или Задержка Украиной выполнения Соглашения об ассоциации с ЕС 2013 года. Инициаторами мятежа становятся члены подпольных ячеек. Далее следуют протесты, митинги, шествия, установка заборов. Люди понимают, что правительство может быть законным, но оно нелегитимно и формирует антиправительственное движение, которое становится движущей силой будущей революционной смены режима. Конечно, инициаторы протеста делают все тщательно и организуют большинство, действительно верящее в провозглашенные идеалы. Люди не стали бы так бесчинствовать на улицах, зная, что они — инструменты в руках ЦРУ или МИ-6. Формируется политическая толпа, и протесты продолжаются в течение нескольких дней или недель на главных площадях города.
На втором этапе целью является дискредитация органов обороны, безопасности и правопорядка посредством забастовок, гражданского неповиновения, массовых беспорядков и диверсий. Протестующие занимают городские площади и улицы, с которых не хотят покидать, пока их требования не будут выполнены. Протестующие организованы логистической сетью. От имени масс протестующие предъявляют правительству ультиматум и угрожают массовыми восстаниями, если оно не будет удовлетворено. У правительства есть два варианта ответить силой или принять требования. Далее следует третья и последняя фаза, которая влечет за собой «ненасильственное» свержение правительства. Фактически речь идет об открытых нападениях на органы власти и оккупации правительственных зданий, учреждений и других компонентов или символов власти. Своеобразное гражданское нападение на «организм» существующего политического порядка. Если правительство ударит протестующих силой, СМИ обвинят его в преступлениях и убийствах мирных протестующих, а если оно согласится на уступки, то будет сметено очень быстро, потому что протестующие не пойдут на компромиссы.
Египет и Украина
События в Египте и Украине, которые свергли Хосни Мубарака и Виктора Януковича, невероятно похожи, и это не совпадение, а доказательство того, что они следовали одной и той же схеме. Характер волнений, переросших в массовые протесты, был таким же. Хорошо организованных протестующих поддержали исламистские и националистические военизированные группировки. За этим последовало окружение правительственных учреждений и оккупация ключевых точек. Протестующих поддержала война основных СМИ Запада.
Идеологическая свирепость радикалов поражала, они были превосходно оснащены оружием и военной техникой. В обоих случаях «бунтующий народ» столкнулся со слабой, нерешительной и коррумпированной властью, которая не решалась предпринять решительные действия применить силу против вооруженных протестующих. И Мубарак, и Янукович верили, что Запад спасет их, и именно Запад стоял за всей этой историей.
Плохие результаты
Даже когда революции добивались успеха, они редко приносили прогресс, свободу и демократию. Хваленые цветные революции, такие как Розовая революция в Грузии, Оранжевая революция на Украине и Тюльпановая революция в Кыргызстане, не улучшили демократию, состояние свободы и прав человека.
Возникает вопрос, почему революции потерпели неудачу и не достигли своей цели? Проще говоря, верховенство закона так и не утвердилось. Слишком часто правительства, пришедшие к власти в результате цветных революций, вели себя преувеличенно и мало уважали демократические стандарты, как и их недемократические предшественники. Например, в Грузии новые власти очень плохо защищали права собственности, Украину неизбежно охватила атмосфера мести, а в Киргизии новые власти вели себя как вотчина. Хотя новые власти клялись в своей приверженности демократии и верховенству закона, все «болезни» и недостатки предыдущих режимов повторялись вновь и вновь.
Сторонники, люди, которые в конечном итоге позволили революциям добиться успеха, совершили решающую ошибку, увидев революции как вершину демократии и впав в самоуспокоенность вместо того, чтобы потребовать создания сильных институтов. Однако было бы лучше, если бы народ с самого начала отказался участвовать в таких революциях.
Война новой эпохи
Настоящая цель цветных революций — заменить правительства, у которых плохие отношения с США или другими западными державами. Как только революция будет осуществлена, новые власти будут дружественно настроены по отношению к Америке и встанут под защиту США. Это означает, что американцы получат доступ к нефти, газу и другим природным ресурсам и стратегическим областям. Тогда все разговоры о демократии и правах человека умрут. Никто сегодня не упоминает о состоянии прав человека в Ливии, Грузии, Украине, Египте. Это современная оккупация и агрессивная политика, которая вместо танков, бомбардировщиков и пушек решает все посредством восстания. Иностранные посольства, спецслужбы и неправительственные организации выполняют свои задачи с помощью протестующих внутри страны. Это гораздо более дешевое решение, чем настоящая межгосударственная война, ограниченная конвенциями ООН.
Например, революция Евромайдана в Украине в 2013–2014 годах обошлась в 5 миллиардов долларов США, что гораздо дешевле западного завоевания Украины, чем возможное военное вторжение. То, что последовала российско-украинская война (переросшая в прокси-войну между Россией и НАТО), – это отдельная история. Цветные революции — это современный тип агрессии, который международное право не признает. Там, где люди понимали, о чем речь, например, в России в 2012 году, в Иране в 2009 году и в Китае в 19892014 годах, революции не увенчались успехом. К сожалению, на Ближнем Востоке и в Украине цветные революции превратились в бесконечные локальные войны, которые принесли перманентную нестабильность в эти регионы.

Статья взята с интернет-источника
Нет комментариев