Рахиль Меснянкина читает стихи поэта на фоне портрета поэта.РАХИЛЬ И КАРАТАЕВЫА сейчас сделаем полшага назад, чтобы продолжить исследование архива бывшего режиссёра каратузского народного театра. Он включает в себя много материалов о поэте Григории Каратаеве, который совсем молодым получил тяжёлую производственную травму позвоночника и на всю жизнь оказался прикованным к постели. Но не сдался. Нашёл себя в творчестве.
31 год за ним ухаживала родная сестра Н.Г.Каратаева. Она находила в себе силы ещё и работать, и общественно полезными делами заниматься. Даже во время войны в местном клубе ставила любительские спектакли. Позже к ней присоединилась Рахиль. Общие интересы сдружили их. Несмотря на разницу в возрасте, они часто вместе выбирали репертуар, обдумывали будущие постановки, устраивали читки.
Уехав в Уяр и работая корреспондентом районной газеты «Вперёд», Рахиль Моисеевна и там рассказывала читателям о нашем сибирском Островском, как его иногда называли. Знакомила с творчеством.
В родном Каратузе знали о её просветительской деятельности, официально приглашали на празднования юбилейных дат Каратаева. Не всеми приглашениями смогла она воспользоваться, приезжала лишь на 80-летнюю годовщину со дня рождения поэта, в 1989 году. Сохранился черновик выступления, которое она готовила для вечера памяти Григория Григорьевича. Но он вряд ли ей понадобился ‒ с молодых лет она знала всю его биографию, любила стихи, читала их со сцены.
В пакете с её личным архивом обнаружилось несколько номеров «Знамени труда» разных лет, выпущенных в памятные каратаевские даты. Самая давняя из них подписана ещё редактором Н.И.Галеницким ‒ от 25 ноября 1959 года. В те дни поэту исполнялось 50 лет. В том теперь уже историческом номере опубликованы прекрасные стихи другого нашего поэта ‒ Александра Щербакова, посвящённые старшему коллеге по поэтическому цеху. Вот они:
Твои стихи близки и всем понятны.
А мне вдвойне ‒ соседу-земляку,
И потому знакомый запах мятный
Мне слышится сквозь каждую строку.
Я вспоминаю утро над Амылом,
Над пашнями моторный перегуд,
Твои стихи в меня вливают силы,
Как песня-марш, с которой в бой идут.
И я невольно расправляю плечи,
Навстречу ветру становясь лицом,
Но я здоровый, я не искалечен,
Себя мне проще чувствовать бойцом.
А ты ‒ герой, скажу спроста, как другу,‒
Знать, крепко любишь Родину свою,
Коль, даже злым подкошенный недугом,
Уверенно находишься в строю.
В архиве есть ещё несколько районных и краевых изданий с материалами о Каратаеве, документальная повесть "Победи себя", три книжки со стихами, а среди них настоящий раритет ‒ первый каратаевский сборник «В строю», изданный в Красноярске в 1958 году трёхтысячным тиражом. В нашей районной библиотеке из него остался лишь один экземпляр. Переиздания есть, но самым ценным всегда является первый тираж. Так говорят библиофилы. Теперь в районе появился второй сборник из выпуска 1958 года.
А ещё обнаружилась внушительная стопка напечатанных на пишущей машинке стихов Каратаева ‒ и опубликованных, и не вошедших ни в один сборник. Подавляющая их часть посвящена Родине, друзьям, воевавшим на фронте в годы войны, женщинам-труженицам, чьим фронтом был тыл. Именно эти стихи, как правило, читали со сцены, анализировали критики. За них Григорий Каратаев был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Немало у него стихов о сибирской природе.
Есть ещё одна тема. Малоизвестная. Очень тонкая, уязвимая ‒ о любви к девушке по имени Валя. Щадя поэта, тему, как правило, обходят стороной. Но это было. И обоим приносило страдания. Стихи, посвящённые Вале, ‒ нежные, чувственные. И пронизанные неимоверной болью.
Утихни, грусть, не вейся надо мной.
Довольно дней ты отравила прежде.
Зачем же снова подползаешь мглой
К моей последней радостной надежде?
Зачем, с луной струясь через окно,
Внушаешь мне несбыточность желаний
И оставляешь мутное пятно
На тонком льду несмелых начинаний?
Оставь меня. Не вороши огонь.
Всю дань свою ты получила прежде,
И этот трепет творческий не тронь,
Не льни к последней розовой надежде.
На эти стихи в 1966 году композитором А. Шутовым из города Бреста Белоруссии была написана музыка.
Перебирая бумаги, бережно взяла в руки июньский номер «Знамени труда» от 1960 года, выпущенный сразу после кончины поэта. Он практически рассыпается в руках. В нём ‒ скорбные строки некролога, стихи поклонников творчества Каратаева и слова соболезнования его родным.
В 2000 году, в 40-ю годовщину с того печального дня, на доме, где он жил, установили мемориальную доску. И тогда Рахиль Моисеевна тоже не смогла приехать ‒ не позволили ни возраст, ни здоровье. Позднее Л.Н.Борзенко, в то время директор районного краеведческого музея, в письме подробно описала ей, как прошёл день памяти Каратаева. Попросила бывшего режиссёра написать свои воспоминания о каратузском народном театре. Однако даже такая просьба для Рахили Моисеевны тоже оказалась затруднительной. Но письмо Любови Николаевны она сберегла.
Как сберегла всё то, что её связывало с Каратузским районом и что всегда было в её сердце.
Татьяна КОНСТАНТИНОВАP.S. Личный архив Р.М. Меснянкиной будет передан в каратузский районный краеведческий музей..
17:58
Удалить
Комментарии 2
Фотография групповая, члены драматического кружка Каратузского клуба, принимавшие участие в самодеятельном спектакле «Бедность не порок» Н. Островского, 1933(4) год.