Олег Ожерельев.
— Какие конкретно изменения были запланированы?— Во-первых, радикально менялась роль Госплана и Госснаба. Отменялось централизованно-директивное планирование экономики. Отменялось централизованное снабжение предприятий и организаций. Во-вторых, цены должны были стать договорными, свободно-конкурентными. В-третьих, кардинально менялась роль финансовой и банковской системы. Отныне деньги можно было брать только в кредит. Четвертое: предприятия переходили на самоокупаемость и самофинансирование. Пятое: трудовой коллектив сам выбирает руководителя и сам его контролирует.Все эти элементы, вместе взятые, позволили бы обеспечить безшоковый переход к рынку при возможности сохранения общенародных интересов.— Как легко можно догадаться, эта реформа не претворилась в жизнь. Что помешало ее осуществлению?— Все необходимые решения были приняты, и реформу надо было просто осуществить быстро и по-деловому, а не заболтать. Но Горбачев руководство процессом полностью переложил на правительство, во главе которого тогда стоял Николай Рыжков, бывший директор завода «Уралмаш». Он был приверженцем привычных методов управления экономикой. Рыжков повторял заклинания о невозможности управлять страной по новым правилам. Он честный, хороший человек, но он директор завода. Он знал, как руководить предприятием. Но он не понимал, как управлять страной. И выстроить хозяйственный механизм на новых принципах он не смог. В итоге та реформа была заброшена.— То, что стране нужны реформы, было очевидно всем. Но большинство советских граждан не хотели распада страны. Разрушение политико-правовой системы и разрушение страны — это вещи разные. Можно ведь было проводить реформы в масштабах единого государства, не разваливая его на части?— Совершенно верно. И нужно было.— Был ли распад СССР вызван естественными причинами? Был ли он предопределен?— Нет, конечно.— Что же сыграло здесь решающую роль?— Во-первых, очевидным детонатором этого стал продовольственный коллапс.— Но до прихода Горбачева никакого продовольственного коллапса в СССР не было. Карточки на продовольствие были введены только при нем. Мог ли этот «коллапс» быть организован искусственно? Сегодня можно услышать даже утверждения, что продовольствие специально уничтожали.— Это вряд ли. Но то, что в какой-то момент в 1991 году в Подмосковье стояли эшелоны с продовольствием и их не пустили в Москву — такое было. Мотивировка была такая: надо подождать, пока цены поднимутся, и продавать все это уже по другим ценам. Не исключено, что там что-то испортилось — и это уничтожили.— Выходит, повышение цен было ожидаемым?— То, что цены должны балансировать спрос и предложение, мне как экономисту очевидно. И то, что правительство Рыжкова не шло в этом направлении, было колоссальной ошибкой. Роль Госплана преобразовали, Госснаб преобразовали. Раньше Госснаб поставлял все ресурсы от предприятия к предприятию. Теперь все стало свободным. А в ценообразовании образовался ступор. Крупному предприятию, типа «Автоваза», нужны тысячи комплектующих. Производители не хотят их выпускать по старым ценам. А у предприятия нет денег, чтобы покупать по новым. Наступает коллапс. Нельзя сидеть на двух стульях. Или диктатура — и тогда предприятию просто говорят: нужно то-то и то-то в таком-то количестве. Или рыночный механизм. Такой механизм предусматривался реформами 1987 года. Но правительство Рыжкова провалило эти реформы. Что сразу же сделал Ельцин, когда пришел к власти? Издал указ об отмене централизованного ценообразования. И цены сразу понеслись вверх.— Вы считаете, что это было хорошее решение?— Это было ужасное решение в том виде, как это было сделано Гайдаром. Но можно ли было отпускать цены постепенно? Можно и нужно. Так и планировалось. Без этого экономику нельзя было восстановить. В Китае никакой шоковой терапии не было. А цены там постепенно стали свободными. Развал Союза — это процесс, который проходил в несколько этапов. Первый — это развал экономики, которая стала неуправляемой. Затем появилась идея самоокупаемости республик.— А как возникла идея самоокупаемости республик?— Помню, как Горбачев встречался с руководителями Латвии и Эстонии. Они ему говорят: «Михаил Сергеевич, в стране хаос, полная неуправляемость. И в рамках Союза мы не видим решения. Потому что союзное правительство нам не предоставляет возможности решать вопросы самостоятельно. Мы хотим, чтобы нам никто не мешал».— И что решил Горбачев?— Ничего. Сказал, что надо республики перевести на полный хозрасчет. А что это означает? Это означает, что они сами заботятся о своем прокормлении, сами планируют, сами все решают. Но тогда им Советский Союз просто не нужен.— Было ли иное решение?— Я в 1988 году ездил в Вильнюс. Со мной поехали Гавриил Попов, который был тогда главным редактором журнала «Вопросы экономики», и Борис Федоров, будущий министр финансов. Мы там пару дней проводили дискуссии и встречались с руководством «Саюдиса». Причем встречались вечером в бане. В такой дружелюбной обстановке. Люди они были приятные. Они нам говорят: «Вы поймите, что сейчас такой порядок, что если нужно, например, в высотном доме окна помыть, то мы должны этот вопрос согласовывать с Москвой». И задают мне прямой вопрос: «Вот вы, Олег Иванович, можете изменить ситуацию?» Но ведь такая ситуация происходила не из-за того, что ограничивали республики. А из-за того, что весь хозяйственный механизм страны был разрушен. Если бы, как и планировалось в 1987 году, предприятия перешли на самофинансирование, на договорные отношения, то этих проблем просто бы не существовало. А Горбачев говорит: «Ну да, в рамках Союза мы эти проблемы решить не можем. Пусть решают сами у себя. Давайте мы республикам дадим полную самостоятельность. Пусть что хотят, то и делают». За дословную точность не ручаюсь, но это примерно то, что сказал Горбачев на совещании, которое проходило после его встречи с лидерами прибалтийских республик. А дальше — больше. В узком кругу было принято решение вообще изменить устройство Советского Союза. Родилась сумасбродная идея: «Давайте мы Союз распустим, а потом пусть республики внесут свои предложения о том, как они видят новое устройство СССР».— Кто же входил в этот узкий круг?— Фактически все главные решения принимали тогда три человека: Горбачев, Яковлев, Медведев. Группу по переустройству Советского Союза возглавил лично Горбачев. Причем делалось это в закрытом режиме. Ни Политбюро, ни Верховный Совет не были в курсе. Они знали, что готовится новый договор, но что он собой представляет, не знал никто. Кроме руководителей республик и Горбачева, которые обсуждали его между собой в абсолютной тайне. Это и был так называемый «новоогаревский процесс».
Нет комментариев