Т Е К С Т О В А Я В Е Р С И Я В И Д Е О
На этой неделе впервые в России огромный 200-метровый паром «Генерал Черняховский» совершил рейс в автономном режиме, преодолев 500 морских миль из порта Усть-Луга в порт Калининград.
Это событие открывает нам эру морских беспилотных перевозок и вскоре полностью изменит всю логистику. Зачем это понадобилось, как связано с арабо-израильским конфликтом, и кто ещё в мире ставит на автономные перевозки, расскажем в этом выпуске.
А также покажем репортаж с битвы «Искусственных интеллектов», новую историю потрясающего спасения и сделаем важное объявление. После краткой сводки позитивных новостей.
ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ
Ракета-носитель «Союз-2.1б» успешно стартовала с космодрома Плесецк и вывела на орбиту военный спутник.
Очередной Ил-76МД-90А передан в войска.
На крымском судостроительном заводе «Море» спустили на воду очередное судно на подводных крыльях проекта «Комета 120М».
В Астраханской области заложен плавучий док проекта 24012.
На 7 месяцев раньше срока дан старт движению по автомобильной дороге М-12 «Восток» до Казани.
В Приамурье дан старт движению по новому Керакскому тоннелю.
В Благовещенске на год раньше открыт новый мост через реку Зея.
В Нижнекамске модернизировано производство галобутилкаучука за 8 млрд рублей.
В Нижнем Новгороде открыто производство промышленных сорбентов за 3 млрд рублей.
В Татарстане – производство полимерных композитов.
В Калуге на месте бывшего завода Вольво запущено производство российских грузовиков.
В Карачаево-Черкессии – швейная фабрика.
В Рязанской области – производство зарядных станций для электротранспорта.
Во Владимирской области – роботизированное производство водонагревателей.
В Удмуртии – производство кальциевой инжекционной проволоки.
В Дубне – вторая очередь завода аромадиффузоров.
В Киржаче – производство аэрозольных баллонов.
В Челябинске – мусоросортировочное предприятие.
В Москве – производство гигиенической продукции.
В Тверской области – производство фильтрующих материалов.
В Самарской области – третья очередь завода по производству элитных семян.
В Московской области – пищевое производство.
В Бурятии – рыбная ферма.
В Тюменской области – четвёртая очередь крупного тепличного комплекса.
В Рязанской области – элеватор и свинокомплекс.
В Иркутской области – тепличный комплекс.
Сборная России стала победителем прошедшего в Китае турнира ШОС по шахматам.
ПЕРВЫЙ ПАРОМ
Паром «Генерал Черняховский» впервые в России совершил рейс в режиме дистанционного управления с применением средств автономной навигации.
Судно прошло 500 миль в автономном режиме и доставило социальный груз из Ленинградской области в Калининград. На пароме установлено специальное оборудование и программное обеспечение, созданное российской компанией "Sitronics Group". В комплексе все системы анализируют окружающую обстановку и передают информацию в системы принятия решений, маневрирования и контроля за состоянием судна без управления капитаном.
Ядром является программно-аппаратный комплекс «Автономная навигационная система». В программе прокладываются маршруты, и в ней же принимаются решения о необходимости расхождения судна с препятствиями, об изменении траектории его движения или остановки.
Система координированного управления удерживает судно на траектории. Система компьютерного зрения оценивает обстановку в 360° на расстоянии до 10 морских миль. Обнаруженные объекты идентифицируются и наносятся на электронную карту. Если возникает необходимость, оператор на берегу может подключиться к управлению судном дистанционно.
При этом, как и в случае с беспилотными автомобилями, сельхозтехникой или самолётами, человек до сих пор остаётся на борту, контролируя работу механизмов.
Вскоре аналогичную систему автономного управления получит и второй паром – «Маршал Рокоссовский».
Создатели морского беспилотника отмечают, что запуск парома – это не тестовая, а уже полноценная коммерческая эксплуатация. И тут возникает много вопросов: зачем это делается, в чём - выгода, и, главное: куда денется человек при дальнейшем развитии технологии.
МЕСТО ЧЕЛОВЕКА
Главный двигатель любых инноваций – это экономика. Беспилотное вождение позволяет свести на нет аварии, главной причиной которых является человеческий фактор.
Для примера приведём свежие цифры: с момента запуска в июне 2023 года беспилотных грузовиков по трассе М-11 «Нева» не было зафиксировано случаев ДТП с их участием. При этом они перевезли свыше 12 000 тонн грузов на расстояние 600 000 км.
Экономия также достигается за счёт более рационального вождения.
Поэтому нет ничего удивительного, что, следом за наземным и воздушным транспортом, беспилотные технологии приходят и на воду.
Для наших давних зрителей это вообще - не секрет, ведь ещё в 2020 году мы рассказывали о старте эксперимента по оснащению автономными системами первых российских судов.
С тех пор проделана большая работа. Например, перед тем, как запускать паром, Sitronics Group испытала свои технологии на речном транспорте. Речные условия - гораздо сложнее морских: препятствий - больше, трафик - интенсивнее, плотность движения - выше, поэтому и системе нужно реагировать гораздо быстрее. Испытания прошли успешно, что говорит о высоком уровне наших технологий.
Теперь о главном – о человеке.
Закон пока что запрещает эксплуатировать суда без экипажа, но в перспективе 2-3 лет это станет возможно с рядом оговорок.
Значит, человек переместится на берег, где будет контролировать работу судна дистанционно – в безопасных и комфортных для себя условиях.
Как ни странно, отчасти способствует этому и текущий конфликт в Секторе Газа.
Из-за ежедневных атак хуситов на торговые суда у побережья Йемена, ведущие транспортные компании начинают отказываться от этих маршрутов. Между прочим, мы в точности предсказали ситуацию в нашем октябрьском выпуске и там же предложили альтернативу – Северный морской путь.
Так вот, управление атомным ледоколом на трассах Северного морского пути требует высочайшей квалификации, и робот заменит здесь человека ещё очень не скоро. Но вот вслед за ледоколом в более близкой перспективе вполне может идти караван автономных судов.
В Карском море, конечно, - не так тепло, как в Красном, зато безопаснее и надёжнее. Это - не пустые слова: по предварительным данным, объём грузоперевозок по Севморпути в этом году превысит 36 млн тонн, что станет абсолютным рекордом.
Как вы теперь понимаете, это - только начало.
Не стоит забывать и о ещё одном важном аспекте этой истории – военном.
ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА
Уже конфликт в Нагорном Карабахе 2020 года наглядно показал все выгоды использования БПЛА на поле боя, однако даже спустя два года Россия не обладала доставочным количеством дронов собственного производства. В 2023 году ситуацию удалось в значительной степени исправить, но на театре боевых действий появилась ещё одна угроза – беспилотники морские. С их помощью атакуются наши объекты в Чёрном море, и это уже не какие-то единичные случаи, а системная работа, которая ясно указывает нам на направление дальнейшего развития технологий.
Так вот, один из ответов на вопрос: «Зачем нам автономные суда», как раз заключается в том, что нам необходимо отработать системы на судах разного типа (в том числе – гражданских), пройти сотни тысяч миль, испытать во всех климатических условиях, чтобы наработать опыт и сделать их лучше. Чтобы, в конечном итоге, меньше рисковать нашими защитниками в ходе военных операций.
Кстати, военные морские дроны у нас тоже появляются. На неделе «Кингисеппский машиностроительный завод» рассказал об отправке в зону СВО новой модели безэкипажного катера по названию «Одуванчик». Судно способно двигаться со скоростью до 80 километров в час и нести 600 килограммов полезной нагрузки, может использоваться для разведки, охраны района, перехвата неприятельских дронов и как камикадзе. Также на заводе построили крытый слип-док для проведения испытаний.
Тема беспилотников, в том - числе морских, из нашей жизни уже никуда не денется. Китай, Япония, Южная Корея, страны Запада активно работают в этом направлении и имеют свои весьма продвинутые разработки. Мы включились в эту гонку с хороших позиций, но отставать нам никак нельзя: главные сражения - ещё впереди. Будем держать вас в курсе событий.
Далее расскажем о герое и сделаем важное сообщение.
Чтобы не отставать, необходимо прямо сейчас готовить кадры. Далее - краткий репортаж с «Битвы искусственных интеллектов», которую посетил наш проект.
ВРЕМЯ ЧЕЛОВЕКА С БОЛЬШОЙ БУКВЫ
Под Курганом загорелся жилой частный дом. В этот момент там находился 12-летний Марк, два его младших брата и сестрёнка. Мальчик почувствовал запах гари, вышел на веранду и увидел там огонь. Он попытался закидать его снегом и залить водой, но пламя было уже слишком сильным. Тогда он позвонил родителям, рассказал о случившемся, и мама попросила его срочно выбегать из дома вместе с другими детьми. Марк кинулся к входной двери, но она уже оплавилась от жара и не открывалась. Тогда он побежал к окну в зале, но за ним всё было в плотном дыму. Вылезти через окно на кухне тоже не получилось – там бушевал пожар. Поняв, что оказался в ловушке, мальчик не растерялся и не запаниковал, а побежал в последнюю, оставшуюся комнату, которая, к счастью, оказалась безопасной, и там в окно выкинул сначала братиков, а потом вылез и сам вместе с сестрёнкой. Дети босиком бежали по снегу и укрылись у соседки. Вскоре прибыли родители, но дом уже было не спасти – он выгорел за считанные минуты.
Благодаря смелости и сообразительности Марка, обошлось без жертв. Однако эта история имеет своё продолжение…(см.видео)
…Берегите себя и своих близких! Мы желаем вам доброй и бодрой недели!
………….
Автор проекта «Время – вперёд!» Евгений Супер
24.12.2023
Нет комментариев