Речь идет о Гипсовых (архитектурных) судах – большой коллекции копий и слепков из гипса, хранящихся в лондонском музее Виктории и Альберта. Журналисты The Builder сравнили впечатления от этой экспозиции с первым восхождением на Монблан, но некоторые искусствоведы считают ее самой крупной коллекцией фальшивок.
В музее представлены авторские копии, позволяющие людям увидеть шедевры со всех стран мира.
История появления коллекции
Музейные экспозиции из слепков и копий были очень популярны в XIX веке. Для этого в Москве, русский ученый – историк, археолог, искусствовед Иван Цветаев, отец поэтессы Марины Цветаевой, открыл Музей Изящных искусств. В Англии слепки приобретал музей Виктории и Альберта, где и сейчас можно увидеть копии известных произведений – «Давида» Микеланджело, колонны Траяна, могилы святого Петра. Причины покупки копий банальна – принц Альберт, раньше закупающий большое количество оригинальных скульптур, посчитал, что ему не хватит денег на закупку авторских работ, и решил перейти на копии.
С оригиналов делались многочисленные формы, в которые заливали гипсовый раствор. После высыхания элементы лепнины соединяли между собой и дорабатывали. Получались качественные копии, которыми до сих пор любуются посетители. Музей также был задуман для обучения студентов, которые могли оттачивать свое мастерство на рисовании слепков.
Правительственная школа дизайна начала не только делать, но и покупать готовые слепки декоративного искусства всех периодов и стран. Самыми ранними приобретениями были архитектурные детали с панно и барельефов французского и итальянского Возрождения. Позже к ним прибавились скульптуры.
Постепенно экспозиции перестало хватать места, часть произведений пришлось вынести в коридор и переставить на другие этажи. Поэтому было решено построить галереи – Архитектурные суды, спроектированные генералом Генри Скоттом. Высота комнат в 25 м была спланирована с расчетом на гипсовые слепки Колонны Траяна, приобретенные музеем в 1864 году.
Рядом с каждой копией поместили описания и фотографии оригиналов. Путешествовать тогда было сложно, поэтому посещение музея для жителей Лондона было единственным способом взглянуть на чудеса европейской скульптуры.
Избавиться от копий
На протяжении многих лет Музей Виктории и Альберта продолжал пополнять свою гипсотеку, пока искусствоведы, преподаватели художественных школ и некоторые сотрудники не начали возмущаться присутствием копий. Одни беспокоились по поводу ущерба, нанесенного оригиналам в процессе копирования. Другие утверждали, что современным школам скульптуры не нужно академическое обучение по слепкам. В 1928 году Консультативному совету музея предложили избавиться от копий. Но руководство приняло решение сохранить работы, и время показало правильность этого решения.
Из-за войн и других событий часть оригиналов была утрачена, а их копии сохранились. Например, рельеф конца XV века, изображающий Христа, омывающего ноги Апостолам, остался только в виде слепка утраченного произведения. Нередко на копии видны детали, которые на оригинале невозможно разглядеть из-за плохой реставрации, загрязнения или выветривания. Сейчас эти произведения снова используются для обучения, поскольку они создают впечатление масштаба и трехмерности, которое не может передать ни одна фотография.
Самые известные произведения, представленные в литых судах
Самый крупный экспонат — копия колонны Траяна, созданной в 113 году до н. э. На этом массивном сооружении размещены рельефы, изображающие сцены завоевательных походов римлян. В музее представлена копия, сделанная в 1874 году со слепков наполеоновского периода.
Второе произведение, которое бросается в глаза, — копия статуи Давида Микеланджело. Ее передал в 1857 году королеве Виктории герцог Тосканы Леопольд II. Копия шедевра была подарена британцам, чтобы сгладить конфликт, возникший из-за запрещения вывоза из Флоренции картин Доменико ди Томмазо Бигорди, известного, как Доменико Гирландайо.
Избавиться от копий
На протяжении многих лет Музей Виктории и Альберта продолжал пополнять свою гипсотеку, пока искусствоведы, преподаватели художественных школ и некоторые сотрудники не начали возмущаться присутствием копий. Одни беспокоились по поводу ущерба, нанесенного оригиналам в процессе копирования. Другие утверждали, что современным школам скульптуры не нужно академическое обучение по слепкам. В 1928 году Консультативному совету музея предложили избавиться от копий. Но руководство приняло решение сохранить работы, и время показало правильность этого решения.
Из-за войн и других событий часть оригиналов была утрачена, а их копии сохранились. Например, рельеф конца XV века, изображающий Христа, омывающего ноги Апостолам, остался только в виде слепка утраченного произведения. Нередко на копии видны детали, которые на оригинале невозможно разглядеть из-за плохой реставрации, загрязнения или выветривания. Сейчас эти произведения снова используются для обучения, поскольку они создают впечатление масштаба и трехмерности, которое не может передать ни одна фотография.
Самые известные произведения, представленные в литых судах
Самый крупный экспонат — копия колонны Траяна, созданной в 113 году до н. э. На этом массивном сооружении размещены рельефы, изображающие сцены завоевательных походов римлян. В музее представлена копия, сделанная в 1874 году со слепков наполеоновского периода.
Второе произведение, которое бросается в глаза, — копия статуи Давида Микеланджело. Ее передал в 1857 году королеве Виктории герцог Тосканы Леопольд II. Копия шедевра была подарена британцам, чтобы сгладить конфликт, возникший из-за запрещения вывоза из Флоренции картин Доменико ди Томмазо Бигорди, известного, как Доменико Гирландайо.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев