Что же происходит? Почему Шекспир покоряет всю страну от беднейших окраин Бруклина до таких крупных городов, как Хьюстон, Омаха или Вашингтон, где летними вечерами собирается до восьми тысяч зрителей, чтобы посмотреть пьесу XVI века?
История шекспировских фестивалей в Америке началась в 1935 году. Тогда, в Ашленде, во время празднования Дня Независимости, на грубо сколоченных дощатых уличных подмостках, профессор Южного колледжа штата Орегон Ангус Боумер поставил Шекспира. С той поры — исключая военные годы — каждое лето в Орегоне проводится фестиваль. Сегодня Шекспировский комплекс занимает три театральных здания, которые ежегодно посещают 362 тысячи зрителей (в 16-ти тысячном городе Ашленд), не считая 58 тысяч портлендского филиала.
В том же 1935 году в Сан Диего родился Old Globe Theatre (Театр «Старый глобус»), название которого произошло от Лондонского Шекспировского театра «Глобус». Он был построен в парке Балбоа для Международной Калифорнийской антивоенной выставки, где вниманию посетителей предлагался просмотр нескольких 50-минутных спектаклей по произведениям Шекспира. После закрытия выставки, чтобы сохранить театр, были собраны средства, и теперь, подобно орегонскому шекспировскому фестивалю, «Старый глобус» работает на трех площадках круглогодично, имея в репертуаре около дюжины пьес Шекспира.
Еще один грандиозный фестиваль — Alabama Shakespear Festival (с годовым бюджетом в 5,7 млн. долларов и посещаемостью 1991 года — 290.300 человек). В небольшом городке Аннистон постановка 1972 года двадцатитрехлетним режиссером-символистом Мартином Пляттом положила начало фестивалю. А через двенадцать лет, гарантированный Министром Почты США, был построен великолепный театральный комплекс из двух зданий (стоимостью в 25 млн долларов).
Почему же именно Шекспир? Прежде всего, потому что это захватывающие сюжеты: организатор фестиваля уверен, зрителю будет интересно. Известно, что даже дошкольники пересказывали содержание впервые увиденных шекспировских пьес, а дети постарше играли в «Йориков против Ланкастеров».
Именно Шекспир с его редкостно богатым языком особенно необходим современному театру. В наши дни, когда речь, которую мы слышим по телевидению и в кино, бедна и лишена поэзии, язык Шекспира обретает над нами трепетную власть, обостряет чувства и мысли. И хотя некоторые склонны считать архаичный английский препятствием в общении с Шекспиром, именно дети оказываются особенно открытыми к восприятию его пьес, размыкающих границы обыденного.
Шекспир вечен еще и потому, что соответствует духу времени любой эпохи. Характерным примером модернизации Шекспира служит работа Kentucky Shakespear Festival, возглавляемого Куртом Тофтелянцем. В 1990 году он ставит «Макбета» об Иване Боескисе и Майкле Милкнисе (бизнесмены, замешенные в скандале на Уолт-стрит), казалось, имевших в жизни все, но не сумевших остановиться на достигнутом. В 1991 году в «Ричарде III» режиссер представляет «психологический образ архетипа гения зла», подобного Саддаму Хуссейну или Мануэлю Норьеге. Нынешним летом Тофтелянц ставит «Много шума из ничего» о людях, «принимающих слухи за истину», что серьезно осложняет предвыборную президентскую кампанию. Однако эта пьеса во все времена остается комедией о любви.
Нет комментариев