Далее сюжеты со Спинарио распространялись как лесной пожар. Еще один шип присутствует во фрагменте Алтаря Бичи, датируемого 1488-1489 годами. Здесь мужчина не вынимает занозу, а только снимает обувь. Спинарио изображал в своих этюдах Ян Госсарт – фламандский художник, посетивший Рим, он стал персонажем гравюр Марко Денте 1515-1527 гг. А позже, в 1581 году, Диана Скультори Гизи создала схожую скульптуру «Раб, удаляющий занозу из своей ноги».
Появились копии из слоновой кости, и женские варианты позы. На гравюре XVI века изображена Венера, которая сушит ногу после ванны и вытаскивает шип. Согласно мифу, из капель ее крови появляются красные розы.
На портрете кардинала Антонио Пуччи работы Пьера Франческо Фоски 1540 года, изображена статуэтка с таким сюжетом, находящаяся на столике.
Спинарио не переставал очаровывать художников и в эпоху барокко. Его можно увидеть на эскизах Питера Пауля Рубенса 1608 г., а голландец Питер Клас вставил его в натюрморт в 1628 г. в виде гипсовой статуи на столе. И в XIII веке сюжет не теряет популярности. Первым, кто вспомнил про него, был Джованни Паоло Паннини в своей знаменитой Галерее видов древнего Рима 1758 года – воображаемом музее, собравшем римские памятники, картины и скульптуры. Спинарио изображен на постаменте в правом нижнем углу.
Позже англичанин Йохана Зоффан 1772 года нарисовал натурщика в позе Спинарио, участвующего в обучении художников. А в 1785 году, он стал персонажем гравюры Франческо Пиранези. В тексте, сопровождающем произведение, мальчик представлен как спортсмен-победитель, уколовший ногу во время соревнований.
Греческая статуя, с которой началась «спинариомания» понравилась Наполеону, и в 1798 году ее доставили в Париж, чтобы обогатить Всемирный музей. К счастью, благодаря Антонио Канове, бронза вернулась в Рим в 1815 году.
В 1839 году появилась «рентгеновская» версия – на которой занозу вынимал… скелет. Это не сатирический образ, а таблица, взятая из атласа «Элементы физиологической анатомии в применении к изобразительному искусству». Чтобы лучше показать каждое сочленение тела, было создано два варианта Спинарио.
Густав Климт в его «Аллегории скульптуры» 1889 г. изобразил обнаженную женскую фигуру с драгоценностями, напоминающими греческие. Позади расположены классические мраморные статуи и рельефы, а рядом находится бронзовая статуя Спинарио.
Ну, а самая последняя вариация сюжета – картина «Пионерка, вытаскивающая занозу», создана группой Doping-Pong. Авторы работы утверждают, что смогли соединить античную культуру и социалистический реализм.
Случаев, когда персонажу из древнего мира удалось не кануть в Лету, очень мало. Большинство сюжетов исчезло в Средневековье, когда искусство было ориентировано на священные темы. Но Трем Грациям, Медузе и некоторым другим героям это удалось. Спинарио прошел через века, благодаря простоте совершаемого действия. Это поза позволяла скульпторам и художникам показывать и оттачивать свое мастерство.
Комментарии 1