В некоторых случаях симптомы солнечной крапивницы могут быть подавлены постинсоляционной экспозицией к излучению с длиной волны > 530 нм. Данный вид излучения получил название ингибирующего.
По своей природе солнечная крапивница может быть первичной, развивающейся в результате IgE-опосредованной реакции на эндогенные фотоаллергены, и вторичной, являющейся реакцией на циркуляцию химически неидентифицированных веществ при порфирии, системной красной волчанке, приеме некоторых лекарственных средств и т. д.
Причиной развития первичной солнечной крапивницы являются образующиеся в коже фотоаллергены, которые в сенсибилизированном организме реагируют с аллерген-специфическими IgE, связанными с тучной клеткой, и приводят к развитию типичной реакции гиперчувствительности немедленного типа. Имеющиеся данные позволяют считать, что фотоаллергены являются устойчивыми сложными химическими веществами, сохраняющими свои свойства при замораживании и оттаивании.
Фотоаллергены обычно имеют относительно высокую молекулярную массу. Так, у пациентов с чувствительностью к излучению 400-500 нм вещества, трансформируемые в фотоаллерген, имели молекулярную массу 100 кДа, хотя в другом исследовании показано, что крапивница, индуцированная видимым светом, была вызвана фотоаллергенами с мол. массой как 300-1000 кДа, так и 25-45 кДа.

Некоторые авторы выделяют два типа фотоаллергенов:

Тип 1 - собственные аллергены, представляющие собой индивидуальные аномальные фотореактивные факторы, способные индуцировать синтез IgE; при проведении тестирования с сывороткой реакция развивается только в пробе с собственной сывороткой. Наиболее часто такие аллергены образуются под действием видимого света.

Тип 2 - аллергены, образующиеся в результате УФ-индукции физиологических молекул-предшественников; при проведении тестирования с сывороткой реакция развивается только при введении сыворотки здоровых лиц, подвергшихся инсоляции, а инсоляция реципиента после введения сыворотки больного при втором типе фотоаллергенов приводит к развитию симптомов в большинстве случаев. Преобладающая частота излучения не установлена.
Значительная часть случаев вторичной солнечной крапивницы связана с инсоляцией на фоне лечения некоторыми фармакологическими препаратами (тетрациклины, хлорпромазин, фторхинолоны, НПВС, репринаст, тербинафин, кордарон и др.), а также при использовании смол и некоторых парфюмерно-косметических средств. В частности, фототоксичность порфиринов и их производных связана с образованием синглетного кислорода и других свободных радикалов, повреждающих ткани, однако активный спектр в данном случае будет лежать в области видимого света, а не УФ-излучения; фототоксичность 8-фторхинолонов обусловлена фотохимической дегалогенизацией с образованием цитотоксического карбена С-8 и т. д.

Симптомы солнечной крапивницы
Солнечная крапивница характеризуется острым началом, прогнозировать которое в настоящее время не представляется возможным. Клиническая картина солнечной крапивницы включает образование эритемы и волдырей, сопровождающихся зудом. Особенностью заболевания является наличие симптомов исключительно в области, подвергавшейся инсоляции.
Развитие симптомов солнечной крапивницы проходит в несколько стадий. Первые проявления отмечаются в течение 5-10 мин после начала экспозиции (до 15 мин у 95%) солнечным светом и ограничиваются участком кожи, подвергшимся инсоляции. Этот период характеризуется развитием эритемы, обусловленной активацией тромбоцитов с ультраструктурными признаками повышенной проницаемости эндотелия и отека нервных волокон.
Имеющиеся данные позволяют предполагать, что за развитие данной стадии реакции ответственен фактор активации тромбоцитов (ФАТ). Это подтверждается исследованием, показавшим, что симптомы крапивницы при введении ФАТ появляются ранее индуцированных гистамином. Так, внутрикожная инъекция ФАТ приводит к появлению симптомов крапивницы через 2+0,24 мин, гистамина - через 2,7+0,24 мин (p < 0,05), кодеина - через 2,8+0,17 мин (p < 0,05).
Нет комментариев