Пандора открывает ящик //
wikimedia.org
Миф о Пандоре как антифеминистская притча
Писатель и мифолог Роберт Грейвс был уверен, что весь этот рассказ «не настоящий
миф, а антифеминистская притча, причем не исключено, что изобретенная
самим Гесиодом, хотя и на основе истории Демофонта и Филлиды. Пандору («одаренную всеми») Грейвс отождествляет с богиней земли Реей, которой
под этим именем поклонялись в Афинах и кое-где. Рею пессимистически
настроенный Гесиод обвинял в том, что из-за нее человек стал смертным, претерпел в жизни столько зол, а жены столь склонны к супружеским изменам.
Можно сказать, что миф о Пандоре — это хитро сплетенная идеологема «опасной и
бездумной женщины, запущенной в производство без соответствующих
испытаний». В схолиях к стихам Гесиода о Пандоре чувствуется желание
примирить самую примитивную женоненавистническую идеологию с первыми
попытками антропологической периодизации вселенной.
Согласно
этой периодизации, первый урожай людей сняли в Аттике, а первый
человек, Алалкоменей, сразу оказался в свите Зевса и Геры, всячески
разрешал их ссоры и даже воспитывал Афину, когда та была ребенком.
Мы, однако, помним, что Афина родилась сразу во всеоружии и совершенно
взрослой из головы своего отца. Он, незадолго до этого, проглотил свою
возлюбленную беременную Метиду из опасения, что их общий сын свергнет
Кронида. Первое поколение людей и поклонялось отцу Зевса, Крону, хотя никаких жертв они не приносили, были вегетарианцами, радостно жили, не
старели и вместо смерти впадали в приятный сон. Золотое поколение и до сих пор каким-то образом сопровождает человечество в счастливых снах.
Его блаженными представителями считают правдолюбцев и защитников
справедливости.
С другой стороны, многим архаистам и консерваторам близка интенция
Гесиода-женоненавистника, и в более поздние времена то и дело появляются на свет философы, можно сказать живущие с мифом Гесиода. Таков известный немецкий философ-пандорианец — Артур Шопенгауэр.
Героический эпос
Гесиод и его схолиаст называют людей серебряного века «маменькиными сынками»,
которые так привыкли во всем подчиняться женщинам, что прославились
только нытьем и сварливостью, за что Зевс их всех в конце концов и
извел. О мучительном сходстве серебряновечных с людьми так называемых
«серебряных веков» в императорском Риме и в царской России перед концом последней Гесиод совсем ничего не говорит. Следующее за серебряным медное поколение уже умело пользоваться оружием, их воинственность стала источником их жестокости, и медное поколение скосила чума.
Четвертое, так называемое героическое, поколение, сменившее людей медного века, было продуктом смешанных союзов богов и богинь и смертных мужчин и
женщин. Это о них повествует героический эпос. Воинская и политическая
слава не помешала им, однако, перед смертью и отбытием на острова
блаженных отметиться в многочисленных кейсах убийства родственников, инцеста, похищения людей и так далее.
Героический век не мог бы продержаться долго, потому что как раз в самом его начале
Зевс и велел создать Пандору. Гермес, сопровождавший Пандору к
тяжелодуму Эпиметею, с точки зрения многих исследователей, ― это
аллегория фундаментального недоверия, которое только и могут испытывать
друг к другу люди и боги, даже такие чрезвычайно близкие друг другу
сугубые обманщики, как Гермес и Пандора. Не забудем, что Гермес
регулярно приводит Персефону к матери от Аида, а потом ведет ее назад, в подземное царство. И Евридику — сначала к Орфею, а потом — в обратном направлении — отвел Гермес-Психопомп (то есть Снаряжающий Душу в последний путь).
Комментарии 2
С любопытством ждëм-с новостей о Пандоре,что же еще не успело вылезти из еë ящика?