Сначала мы сели за обыкновенный круглый столик на одной ножке и положили на него руки... Спиритические стуки - не сухие, ножкою стола о пол, а мягкие, раздающиеся как бы в самом дереве столика, послышались сию же минуту.
Обычный спиритический сеанс в конце 19 века
Они отвечали очень скорым выстукиванием по английской азбуке, которую говорил Аксаков. В большинстве случаев они делали ненужным слагать все слово и предупреждали ответ утвердительным стуком в три удара».
Сент-Клер понимала, что ее могут заподозрить в постукивании ногами под столом. Она предложила делать на столешнице любые звуки, а «духи» должны были их повторять. Писатели принялись царапать стол железным ключом, выписывая «произвольные фигуры и росчерки».
Неприятный скрежет через пару мгновений повторялся «с полной точностью, но чрезвычайно тихо». Руки медиума лежали неподвижно. Приборов, записывающих звук, в те годы не существовало.
Отгадывание мыслей
«Комната все время сеанса была освещена висящей с потолка лампой с небольшим матовым абажуром, - описал очередной опыт Лесков. - Она давала свет ровный, настолько ясный, что мы могли писать на столе цифры и имена.
Первый опыт был сделан Ф.М. Достоевским: он написал семь имен (по-французски) и одно из этих имен заметил на особом клочке бумаги, который держал у себя в руке. Потом он вел карандашом по составленному им реестру имен, и когда довел до имени Theodore, раздались три утвердительных звука.
Достоевский сказал, что им действительно задумано это имя. Затем писал Боборыкин и получил ответы ложные. После них предложили писать мне. Я записал на особый клочок имя моего одного умершего знакомого - Michel, и, зажав в руку этот клочок бумажки, начал писать имена на листе; но при первых же двух именах, которые я написал, раздавались ответы отрицательные, и едва я начертал буквы Mich... как торопливо и твердо выстукало утвердительные три раза.
И я, и Ф.М. Достоевский писали задуманные имена так секретно, что видеть этого никто не мог. Ф.М. сделал это, вставши из-за стола и отойдя в сторону, а я писал, опустив руки под стол».
Летающая мебель
«Потом приступили к опыту с подъемом стола, - вспоминал Лесков. - Он поднялся на воздух, как мне казалось, вершков на 6-8 и, подержавшись в таком положении около 7-8 секунд, быстро опустился. Через несколько минут все повторилось снова, и на этот раз стол держался в воздухе дольше». Около 30 сантиметров (именно столько составляют указанные 6-8 вершков) - высота вполне приличная.
Опытные спириты знали, что круглый столик легко поднять ногой или коленом. На случай обмана у них имелся квадратный стол с наклоненными наружу ножками и толстой столешницей. Поднять такой стол в одиночку, избежав разоблачения, невозможно. Тем не менее это произошло: стол в присутствии медиума два раза поднялся и один раз оставался в воздухе «довольно долго».
Под третий стол положили два звучащих по-разному колокольчика. Колокольчики под столом звонили сначала один, потом оба вместе. Лесков сидел рядом с медиумом. Он исключил возможность того, что Сент-Клер могла незаметно снять узкие сапожки и брать колокольчики пальцами ног. Опыт с гармошкой, которую Бутлеров сунул под стол, держа за один конец, тоже удался, хотя сыграть на свисающих клавишах ногами нельзя. Тогда за музыкальный инструмент взялся Федор Михайлович.
«В руке Достоевского гармония не издала ни одного звука, но зато в это время что-то сильно теребило Аксакову за край ее платья. Тогда медиум через Аксакову предложил оставить гармонию и заменить ее платком, который может быть взят у него из руки. Ф.М. вынул платок и, опустив его под стол, держал за кончик. Через несколько минут он сказал, что платок у него тянет в сторону. Но тут произошло некоторое маленькое недоразумение, в разъяснениях которого сеанс и окончился».
Боборыкин не стал скрывать, что «маленьким недоразумением» было неосторожное высказывание Федора Михайловича. Госпожа Сент-Клер не оценила его шутку, обиделась и прервала сеанс.
Чудеса продолжаются
Комментарии 48