Порой создавалось впечатление, что подводное царство на больших глубинах населено какими-то неведомыми существами. Существа эти вели себя достаточно разумно. Они отнюдь не торопились раскрывать себя, зато сами настойчиво пытались изучить металлических гостей.
Они подолгу сопровождали наши субмарины, посылали морякам сигналы, но при этом будто играли с атомоходами в прятки. Как только подводники пытались получше изучить приблизившийся объект, тот сразу же уходил из сектора обзора и подавал сигналы уже с другой стороны.
Бывший командир атомной подводной лодки Игорь Костев рассказывал известному тележурналисту Игорю Прокопенко:
- При нашем выходе на просторы Атлантики мы засекли какие-то странные объекты. Они явно посылали нам сигналы. Но идентифицировать их было невозможно. Ни на что, с чем мы ранее сталкивались, они не были похожи. На слух они напоминали лягушачье кваканье. Поэтому позже в официальных документах эти объекты получили название «квакеры». Они то начинают быстро квакать - «ква-ква-ква-ква», то переходят на «ква-а-а, ква-а-а». Причем одновременно меняются частота и тональность звука. Это было похоже на передачу закодированной информации, как будто «квакеры» с нами пытаются разговаривать на языке, которого мы не знаем.
Когда лодка вернулась из похода и был сделан доклад о странных неопознанных объектах, выяснилось, что такие же «квакеры» выходят на связь и с другими подводными лодками. Они буквально преследуют наши атомоходы. Сигнал от объекта устойчивый, прослушивается хорошо. И это на большой глубине в открытом океане, где на сотни миль рядом не должно быть никого.
Согласитесь, есть от чего командиру подводного крейсера сходить с ума. Ведь маршрут боевого дежурства субмарины тщательно засекречен. На ее борту - ракеты с ядерными боеголовками, а рядом кто-то неизвестный тебя дразнит. И при этом он тебя видит, а ты его обнаружить не можешь. Что, если он собирается атаковать лодку?
Решением Главкома ВМФ Сергея Георгиевича Горшкова при Разведуправлении флота была создана специальная, особо засекреченная группа, которая должна была выяснить природу «квакеров». Были организованы сбор и обработка информации и предпринята целая серия океанских экспедиций.
По просьбе флотского руководства этой проблемой занимались и Академия наук СССР, и наши военные институты, в первую очередь - гидроакустический. Занимались и другие организации. Каждый по-своему оценивал этот подводный феномен.
Происки американцев?
Поначалу в качестве основной версии было выдвинуто предположение, что «квакеры» - дело рук американцев. Правда, версию, что речь идет о сверхновых подводных лодках, отбросили сразу. Крупный подводный объект, оснащенный двигателем, так вести и проявлять себя не может.
В остальном мнения расходились. Кто-то считал «квакеров» постановщиками помех для советских подлодок. Им возражали сами подводники: никаких серьезных помех «квакеры» не создавали. Кто-то был убежден, что это устройства, облегчающие навигацию американским субмаринам. А кто-то видел в «квакерах» элементы глобальной системы наблюдения.
«Квакеров» становилось все больше и больше. Сначала их встречали лишь в Атлантике и Норвежском море, но затем они появились и в Баренцевом. Казалось, все логично: американцы с помощью «квакеров» расширяют свою систему обнаружения.
Но что-то смущало в этой гипотезе. Если «квакеры» - это навигационные маяки или элементы системы обнаружения, то устройства должны быть стационарными. У них должна быть географическая привязка. Однако наблюдения подводников нередко противоречили этому. Кроме того, организация такой глобальной системы - дело чрезвычайно накладное даже для США. Чтобы перекрыть наиболее важные районы Мирового океана, нужны десятки тысяч таких источников
Комментарии 5