О тяжести тел.
---------------------------
Гравитационные явления на протяжении всего существования человечества вызывали повышенный интерес, поскольку в своей повседневной практике человек непрерывно с ними сталкивался.
Естествознание выдвинуло два вопроса в этой области – о природе гравитации и о законе гравитации. Ответ на первый вопрос должен был бы пролить свет на природу гравитации, ее внутренний механизм, на устройство гравитационного поля, а также на некоторые прикладные аспекты, вытекающие из возможного понимания сути гравитационных процессов, например, нельзя ли увеличить или уменьшить тяжесть тел, нельзя ли экранироваться от влияния притягивающего тела и т. п.
Ответ на второй вопрос должен привести к познанию функциональных зависимостей, необходимых для расчета движения тел в поле тяжести других тел, например, для расчета движения траекторий планет и комет, или для расчета баллистических траекторий тел в поле тяжести Земли.
Попытки дать ответ на первый вопрос были предприняты многочисленными учеными. Этим занимались Р.Декарт, предложивший теорию эфирных вихрей, Гук, Лесаж, Бьеркнесс, а в России – Ломоносов, Ярковский, Жуковский, Савченко, Орловский и многие другие.
М.В.Ломоносов полагал, что на самом деле происходит не «притягивание», а «подталкивание» тел друг к другу частицами эфира. Он считал, что благодаря экранирующим свойствам тел частицы эфира по-разному воздействуют на «притягиваемые» тела: со стороны «притягивающего» тела частицы эфира ослаблены, а со стороны свободного пространства они имеют полный импульс. Подобной точки зрения придерживались и многие другие исследователи этого вопроса. Непонятным оставалось то, что сила тяготения была пропорциональна массе притягивающего тела, а не площади его поперечного сечения. Не ясен также оставался вопрос и о скорости распространения гравитационного взаимодействия.
Ответ на второй вопрос в необходимой для того времени полноте дал, как известно, И.Ньютон в «Математических началах натуральной философии» (1687 г.), в которых он обобщил данные, полученные Г.Галилеем, И.Кеплером, Р.Декартом, Х.Гюйгенсом, Дж.Борелли, Р.Гуком, Э.Галлеем и др. Согласно закону тяготения, названному Ньютоном Всемирным, каждая частица во Вселенной притягивает каждую другую частицу с силой, обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними и «пропорциональной некоторому количеству материи, которое они содержат». С момента открытия этого закона гравитация стала рассматриваться естествоиспытателями как универсальное свойство материи (подобно инерции).
То, что гравитационная сила пропорциональна массе притягивающего тела, Ньютон вывел из экспериментального факта, состоящего в том, что Юпитер воздействует на свои спутники, Солнце на планеты, а Земля на Луну и на находящиеся на поверхности Земли предметы таким образом, что их ускорения равны на равных расстояниях от соответствующего центрального тела. Закон обратного квадрата есть прямое следствие обобщения законов Кеплера, который считал, что движение планет не есть хотя бы и упорядоченное, но самопроизвольное блуждание: оно происходит под влиянием некоторого внешнего агента – Солнца, в котором находится «движущая душа» всей планетной системы. Если бы одна и та же планета поочередно вращалась вокруг Солнца на двух различных от него расстояниях, то периоды относились бы как квадраты расстояний или радиусов окружностей.
Нужно заметить что после Ньютона были предприняты попы-ки уточнить Закон всемирного тяготения, поскольку определи-лись расхождения между расчетными и экспериментальными данными по наблюдениям положения планет. Однако вскоре выяснилось, что ошибочны были данные, полученные из наблюдений, и с тех пор закон Ньютона стал считаться истинным.
Однако в ХХ столетии вновь возник вопрос о полноте Закона всемирного тяготения Ньютона. Это было связано с двумя обстоятельствами. В 1895-1896 гг. Г. Зелигером был сформули-рован известный гравитационный парадокс, вытекающий из За-кона всемирного тяготения Ньютона. Неясен оставался и вопрос о скорости распространения гравитационного взаимодействия, хотя еще в 1796 г. П.С.Лаплас попытался дать ответ на этот ответ на этот вопрос.
Зелигер показал, что если следовать Закону всемирного тяготения Ньютона, то интенсивность гравитационного поля оказывается бесконечной в любой точке пространства. Ввиду такой парадоксальной ситуации Зелигер пришел к следующему выводу: «Закон тяготения Ньютона, несомненно, не является совершенно строгим, он должен быть видоизменен посредством некоторых коэффициентов, благодаря чему эти трудности будут устранены». Для устранения трудности Зелигер предложил изложить закон Ньютона в виде
M1 M2
F = f e – kr ,
r2
однако вычисление величины k натолкнулось на трудности. Значение k, высчитанное для планеты Меркурий, не подходило для расчетов применительно к другим планетам.
Значительные трудности возникли и с объяснением скорости распространения гравитационного взаимодействия тел. В соответствии с законом Ньютона скорость распространения гравитации бесконечно велика, возмущение передается мгновенно. Это непосредственно вытекает из самого выражения закона: формула статична, в ней отсутствует запаздывание. В свое время на это обратил внимание П.С.Лаплас, который на основании анализа вековых ускорений Луны сделал вывод о том, что скорость распространения гравитации конечна, но велика, не менее, чем в 50 миллионов раз выше скорости света. Скорость света к тому времени была уже хорошо известна благодаря работам О.К.Ремера (1676 г.) и Дж.Брадлея (1728 г.). Последнее обстоятельство, вообще говоря, неплохо подтверждается всем опытом небесной механики, оперирующей исключительно статическими формулами, вытекающими из законов Ньютона и Кеплера, то есть молчаливо исходящей из предположения о том, что скорость распространения гравитации значительно превышает скорость света.
Следует отметить, что уже Лапласом показано, что даже на расстоянии Земля – Луна (380.000 км или 1,3 секунды по времени распространения света) запаздыванием распространения гравитации вообще-то пренебрегать было бы нельзя: слишком большие ошибки в вычислениях положения Луны накопятся со временем. Что же тогда говорить о расстояниях между другими планетами?!
Общая теория относительности (ОТО) по-иному поставила проблему и применительно к первому, и применительно ко второму вопросам. Тяготение по ОТО объясняется «кривизной пространства», возникшей вследствие наличия в нем гравита-ционных масс. Чего ради пространство «искривляется», если в нем эти массы наличествуют, в чем заключается механизм искри-вления, ОТО не разъясняет. По ОТО скорость распространения гравитации равна скорости света, что находится в полном противоречии с вычислениями Лапласа. Однако никаких пересчетов этих данных сторонники ОТО никогда не делали.
Однако посмотрим, как эфиродинамика дает ответ на поставленные вопросы.
В соответствии с эфиродинамическими представлениями наиболее общий вид движения эфира, как и любого газа, есть движение термодиффузионное. Даже когда все остальные виды движения отсутствуют, термодиффузионное движение имеет место: молекулы газа даже в установившемся состоянии движут-ся и соударяются между собой. Поэтому для анализа наиболее общего физического взаимодействия – гравитационного следует привлечь именно термодинамические представления.
Привлечение термодинамических представлений для анализа гравитационных явлений тем более правильно, что вихри эфира, как и вихри любого газа, благодаря поверхностному градиенту скоростей имеют температуру, пониженную относительно температуры окружающей их среды. Все виды остальных движений эфира распространяются на небольшие расстояния, и только поле температурного градиента, так же как и гравитация, распространяется на расстояния весьма значительные. Если решить уравнение теплопроводности так, как это сделано в книге А.Н.Тихонова и А.А.Самарского «Уравнения математической физики» (М., Наука, 1966, с. 447-455), и вспомнить, что для всякого газа градиент давления пропорционален градиенту температуры, то можно вновь попытаться вывести закон всемирного тяготения, что и было автором выполнено, с заимствованием из упомянутого учебника основной части вывода (рис. 14.1).
Нет комментариев