Вот как «работает» родительский пример в реальности.
Жил в первой половине XX века такой человек, священник, настоятель храма, профессор университета, ученый – Николай Михайлович Боголюбов. У него было трое детей. В тяжелые военные и революционные годы ему пришлось растить сыновей. Поначалу всё было совсем неплохо, старшие мальчики успели поступить в гимназию – но проучились недолго, семья попала в круговорот революции и гражданской войны. Дети попа-лишенца ходили босиком, и отец Николай находил им старые учебники для продолжения обучения, занимался с ними сам в свободное время, которого почти не было… Результаты воспитания детей в этой семье поражают воображение. Старший сын, Николай Николаевич Боголюбов, вырос всемирно известным математиком и физиком. В 15 лет он уже учился в аспирантуре. В 19 стал доктором наук. Потом – академиком Академии наук СССР, руководителем знаменитого Математического института и не менее знаменитого Объединенного института ядерных исследований в Дубне. Второй сын, Алексей Николаевич Боголюбов, стал выдающимся историком науки, членом-корреспондентом АН УССР. Младший ребенок, Михаил Николаевич Боголюбов, также стал известным ученым, академиком АН СССР, крупнейшим советским востоковедом и филологом-иранистом. Все дети выросли удивительно разносторонними людьми, людьми действительно высокой культуры. И что самое важное – эти ученые, дети священника, пронесли веру своего репрессированного отца, веру православную, через все безбожные советские годы.
Об этой семье можно говорить много и долго. Здесь приведу фрагмент из книги воспоминаний А.Н. Боголюбова, второго сына отца Николая. Алексей Николаевич пишет о себе и о своем брате в третьем лице:
«Интересы сыновей развивались под непосредственным влиянием знаний отца. Они видят, что отец читает английскую книгу. “Папа, ты все понимаешь?” – “Да!” Значит, и им надо все понимать, и интерес к языкам растет сам собой. Затем возникает интерес к сочинительству. Папа сидит и пишет книгу (он работал над своей докторской диссертацией…). Оба сына, старшему было тогда около семи, тоже решили писать книги: они сшили себе по маленькой тетрадочке и примостились в разных углах отцовского кабинета. Младший решил писать древнюю историю: он достал с полки том энциклопедии “Новый Брокгауз-Эфрон” на букву “Е” и отыскал статью “Египет”…»i.
Что выросло из этих мальчиков, мы знаем. Пример отца сработал на десятки лет вперед. Трудиться. Учиться. Всегда стремиться к самообразованию. И, конечно, к чтению.
Отец в этой семье – весьма занятой священник и ученый – старался по возможности проводить время со своими детьми. Он работал по возможности дома. И не выгонял двух малышей (а семилетка и шестилетка – это иногда похуже, чем грудные младенцы, те хотя бы с вопросами не пристают): «Тихо, идите к себе в детскую, дайте отцу наконец сосредоточиться!» Папа работает с книгами, а дети – рядом. У детей была возможность не только знать, что где-то там отец «работает», а – видеть: вот он, мой папа, и вот как он живет. И мы так будем жить. И они прожили так всю жизнь свою. Как папа.
Они не просто «читали книжки». «Иди, дурень, открой наконец книгу!» Они видели, что книга – это работа и это увлечение. Книга – это что-то узнать, что-то разобрать, выписать, подчеркнуть… И они с раннего детства по-своему тоже работали. Взять с полки том Брокгауза и Эфрона и списывать оттуда статью… о древнем Египте – как это может прийти в голову дошкольнику, первокласснику?! Да просто папа, любимый папа, родной папа, занимается подобными темами, а дети всегда по-настоящему рядом, и папина «работа» становится просто частью жизни детей, папина работа в присутствии детей – это… метод воспитания и обучения детей.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1