Иностранные послы XVI века в Московии в основном интересовались торговлей, и их мало волновали архитектура и художественные детали - об этом почти нет записей. Но мы не можем пройти мимо одного уникального явления русской культуры - изразца.
Изразец - это небольшая обожжённая глиняная плитка (15–30 см), которая служила элементом фасадного декора или украшала печи. В XVI веке изразцы стали важной частью архитектурного искусства, выражая идею красоты как отражения божественной благости. Красные изразцы без глазури поражают разнообразием сюжетов и наивной художественной смелостью.
Производство изразцов было централизовано и строго регламентировано Приказом каменных дел - ведомством, которое объединяло лучших мастеров со всей Московской Руси. Это способствовало единству стиля, создавая уникальное московское культурное явление.
Посмотрите на изразец рельефный красный "малой руки". Термин "малая рука" обозначает уменьшенный размер по сравнению с изразцами "большой руки" (20 на 20 см), а "красный" указывает на цвет обожженной глины, из которой делали эти ранние, ещё не поливные, изделия. Изготовлен в 1508 - 1513 гг. Применение точно не установлено. Изразец мог быть как печным, так и архитектурным. Отсутствие следов сажи говорит о том, что он мог применяться для декоративного украшения фасада несохранившегося строения царской резиденции.
#александровскаяслобода
#музейиванагрозного #русскиеизразцы #историяискусства
#фонды
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1