Это масло входит в ежедневный рацион более 90% россиян. Сегодня, особенно в крупных городах, потребители отдают предпочтение рафинированному дезодорированному подсолнечному маслу.
В ходе веерного исследования рафинированного дезодорированного подсолнечного масла были изучены характеристики качества и безопасности 57 товаров — наиболее популярных у россиян, локальных и федеральных торговых марок.
Масло без канцерогена
Одно из важнейших требований к безопасности продукции, которое в своем стандарте устанавливает Роскачество, – это содержание в рафинированном подсолнечном масле бензапирена. Бензапирен – это канцерогенное вещество первого класса опасности, которое провоцирует возникновение онкологических заболеваний. В случае с подсолнечным маслом наличие бензапирена опасно вдвойне.
Во-первых, канцероген жирорастворим – в конечный продукт из семян подсолнечника может перейти до 95% вещества. Во-вторых, это вещество может накапливаться в организме. При этом попасть в подсолнечное масло бензапирен может достаточно легко: через автомобильные выхлопы, которые осаждаются на полях вдоль трасс, или, например, при сушке семян дымовыми газами.
Требования к содержанию бензапирена были существенно ужесточены в стандарте Российской системы качества. В ходе испытаний масла в независимых лабораториях было обнаружено, что содержание бензапирена находилось в таком предельно малом количестве (менее десятитысячной миллиграмма), которое не может нанести вред жизни и здоровью человека. То есть с этой точки зрения рынок российского подсолнечного масла можно назвать безопасным.
Окислительный процесс
Перекисное число является одним из определяющих химических параметров качества продукта. Эта характеристика может многое рассказать о товаре в целом – о его свежести, очистке и вкусе. Дело в том, что в любом масле происходят процессы окисления жиров, активнее всего они идут при неправильном хранении продукта, например на свету. Поэтому высокое содержание «перекиси» может образоваться в масле на полках торговой сети или даже дома у потребителя.
Важно понимать, что показатель перекисного числа – характеристика динамическая, то есть это число неизбежно растет по мере приближения истечения срока годности масла. Именно поэтому эксперты Роскачества делали измерение перекисного числа в продуктах, которые были произведены не так давно. А требования стандарта Роскачества для любого рафинированного подсолнечного масла были установлены на уровне требований ГОСТа к маслам высшего сорта.
В итоге в образцах Кубань, Благо, Алей KONAKO, Green Ray, Кубаночка, Империя солнца, Золотой стандарт показатель перекисного числа не соответствовал требованиям ГОСТа к высшему сорту масла. Проблема в том, что эти семь масел позиционируются производителем как продукция высшего и сорта премиум, соответствующая ГОСТу. Этот факт может расцениваться как нарушение прав потребителя на достоверную информацию, указанную на маркировке.
Выводы исследования: большинство продукции соответствует стандарту Российской системы качества
Как показало веерное исследование Роскачества, подавляющее большинство представленной на рынке продукции можно назвать качественными и безопасными товарами. Потенциальными претендентами на российский Знак качества стали 36 торговых марок, причем 17 из них – масла первого сорта, которые по всем параметрам подходят под классификацию высшего сорта.
Тем не менее в ходе исследования был обнаружен ряд несоответствий. Так, масла торговых марок Кубань, Благо, Алей KONAKO, Green Ray, Кубаночка, Империя солнца, Золотой стандарт по перекисному числу не соответствуют ни указанным на этикетке ГОСТам, ни указанному сорту. Жирно-кислотный состав товаров Green Ray, Кубань также не отвечает требованиям ГОСТа, о соответствии которому сообщала этикетка продукции. Все эти случаи могут расцениваться как нарушение прав потребителей на достоверную информацию, указанную на маркировке. Информация о выявленных фактах несоответствия была отправлена в Роспотребнадзор.
Повышенным требованиям Российской системы качества смогла соответствовать почти половина участников веерного исследования. Это товары под торговыми марками: Золотая Лейка, Знатное, Златожар, Злато, Затея, Домашнее, Добавкин, Д (Дикси), Горница, Волшебный край, Аннинское, Аведовъ, Globus (Глобус), ARO, 365 Дней, Солнечная линия, Раздолье, Подворье, Миладора, Южное солнце, Щедрое лето, Слобода, Светлица, Россиянка, Первым делом, Олейна, Лира, Лента, Кубанское любимое, Красная цена, Каролина, Каждый день, Веркино масло, Солнечный рай, Янтарь Алтай, Корона изобилия.
Подробнее ознакомиться с исследованием можно на сайте Роскачество https://roskachestvo.gov.ru/researches/maslo-rastitelnoe-iz-semyan-podsolnechnika-rafinirovannoe-dezodorirovannoe/ Не забудьте поделиться этой информацией с друзьями!
А вы какое масло покупаете?
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4