Полковник Рубин Илькин в городе Ижевск. Снимок с его странички в ОК.
Продолжение повествования об Анатолии Тихоновиче Иваницком
Всем понятно, что нельзя целенаправленно работать, управлять, воспитывать, не зная происходящего в неофициальных структурах коллектива. Но совершенно, не кривя душой, ответственно заявляю, что никогда не имел осведомителей и никогда не пользовался их услугами, для того, чтобы узнать, что происходит там, за чертой официальных отношений. Да в этом и не было никакой необходимости.
Мне просто в этом помогало знание психологии и умение устанавливать с людьми нормальные отношения, привлекать к работе, чувствовать их настроения и нужды.
Я уже писал о традициях батальона. В самом начале мы – офицеры – ядро батальона поставили перед коллективом цели: создать свои традиции, утвердили их в общественном мнении через сержантов, актив и придали движение к этим целям.
Важным был в этом плане 1 курс. Особенно, подбор сержантского состава. Прекрасно себя показали сержант Боримский А., старший сержант Бородавко Л., старший сержант Рыбников В., старший сержант Енягин В., Козаченко В., старший сержант Смолин, старший сержант Чижов С., Комар Ф., Нелюбов В., старший сержант Кикоть В., старший сержант Перегудов С., Москаленко В., старшина Алиев И., старший сержант Хатков Р., старший сержант Кузнецов В., сержант Шенгелия Д., сержант Алиев К., старший сержант Позняк М., сержант Гура Н., сержант Устюжанин В., сержант Федченко В., старший сержант Гимадеев Я.
Каждый из них был индивидуален, но им было нельзя отказать в добросовестности и старании. Это благодаря ним, в батальоне всегда был образцовый внутренний порядок, хороший строй, нормальные деловые, уставные и человеческие взаимоотношения.
Вторым важным звеном был актив, который представлял общественные силы и мнения. Они были заводилами многих дел и событий. Среди актива много было и сержантов, и рядовых курсантов: старший сержант Никишаев А., сержант Федченко В., старший сержант Момот С., сержант Комар Ф., прапорщики Иванов В., Лысенко И., сержанты Нетруненко В., Малыга Н., Гамов А., Илькин Р., Спицын Г. курсанты Печников С., Мухомедзянов Н., старшие сержанты Москаленко В., Чижов В. курсанты Федоров С., Меньшов В., Мариненко В., Поздняков С., Кабрамов В., Суров А., Хрущ А., Ипатов В. Конечно, в активе за 4 года учёбы перебывали почти все курсанты. Но, «золотым фондом» я бы назвал тех, кто закладывал фундамент батальона с первых дней учёбы! Их отличал энтузиазм, инициативность, активные стремления сделать себя профессионалом, – настоящим «инженером человеческих душ».
В батальоне всячески насаждалось мнение, что стать таким можно только в деятельности. Причем, я давно убедился, что от курса к курсу удельный вес практического участия курсантов в непосредственном воспитательном процессе неуклонно возрастал, что становилось важнейшим условием их развития и профессионального становления. Если на 1 курсе преобладали различные идеологические, политические мероприятия (собрания, лекции, беседы), которые планировали и проводили начальники и педагоги, то на 3, 4 курсах сами эти мероприятия готовились и проводились в основном курсантами.
Как сейчас, помню какие нестандартные, оригинальные беседы проводил с 28 группой курсант Сергей Щеглов о ношении воинской формы одежды, используя исторические материалы. Как с выдумкой и интересно сами курсанты готовили различные тематические вечера, скрупулёзно разрабатывали сценарии новогодних праздников, встреч с ветеранами МВД и участниками Великой Отечественной войны
Я старался, что бы каждый курсант был включён в три основных вида деятельности и получил практический опыт через участие в них. Это учебная и научная работа, второе – служба, уставной порядок и воинский быт, и третье – общественная работа.
Меня, как замполита, интересовали все эти три кита. И произошло как бы неофициальное разделение труда между комбатом и мной. Он вплотную и основательно занимался службой, уставным порядком, воинским бытом, а я курировал вопросы учебы, связи с кафедрами и преподавателями и общественную работу. И у нас были очень хорошие отношения с кафедрами, и многие преподаватели часто посещали батальон во внеучебное время и занимались общественной, воспитательной работой с курсантами, кураторской работой. Среди них вспоминаются подполковник Скилягин А.Т., майор Зыбин С.Ф., подполковник Белозёров Б.Н., Хон Г.Н., капитан Жиданов А., майор Чут М.Я., майор Шемякин А., подполковник Рыбин В.А., Дойников Н.В., преподаватели Бикбулатова К.Ф., Калейник Н.С., Квасникова Н.В., Милютина Н.И.
Комментарии 18
Продолжение повествования об Анатолии Тихоновиче Иваницком
Ниже на снимке: Полковник в отставке Владимир Николаевич Енягин, в 1976 г. окончил Высшее политической училище МВД СССР (с отличием), в 1984 г. – Военно-политическую академию имени В.И.Ленина (с отличием), в 1999 г. – Центр правовой переподготовки при гуманитарной академии Вооружённых Сил РФ; Кандидат юридических наук. Тема диссертации: «Правовое регулирование вооруженных конфликтов» ( 2000).
Владимир Николаевич родился 6 июля 1953г. в деревне Филимоновская Вельского района Архангельской области в семье рабочих. Считается, что род Енягиных берёт начало от вольных людей Великого Новгорода.
Срочную службу проходил в Ленинградском военном округе (г. Луга-3). Более 20 лет посвятил службе на офицерских должностях в различных регионах страны, в том числе и во многих «горячих точках» бывшего СССР и России. Закончил службу заместителем командира по работе с личным составом 21-й Софринской отдельной бригада оперативного назначения внутренних войск МВД России (в/ч 3641).
Обладатель крапового берета спецназа внутренних войск МВД России. Награжден орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, знаком ЦК ВЛКСМ «За Воинскую доблесть», медалями « За отличную службу по охране общественного порядка», «За отличие в воинской службе I степени», «850-летия Москвы», «За боевое содружество», «За содействие» и др.
Владимир Николаевич родился 6 июля 1953г. в деревне Филимоновская Вельского района Архангельской области в семье рабочих. Считается, что род Енягиных берёт начало от вольных людей Великого Новгорода.
Срочную службу проходил в Ленинградском военном округе (г. Луга-3). Более 20 лет посвятил службе на офицерских должностях в различных регионах страны, в том числе и во многих «горячих точках» бывшего СССР и России. Закончил службу заместителем командира по работе с личным составом 21-й Софринской отдельной бригада оперативного назначения внутренних войск МВД России (в/ч 3641).
Обладатель крапового берета спецназа внутренних войск МВД России. Награжден орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, знаком ЦК ВЛКСМ «За Воинскую доблесть», медалями « За отличную службу по охране общественного порядка», «За отличие в воинской службе I степени», «850-летия Москвы», «За боевое содружество», «За содействие» и др.
Удостоен общественных наград: Военного ордена Святителя Николая Чудотворца III степени, серебряного ордена Национального фонда «Общественное признание», ордена Петра Великого II степени, ордена «Звезда мецената», медалей «За ратную доблесть», «Защитник границ Отечества», «За службу на Северном Кавказе», «Честь и польза» и др.;
Продолжение повествования об Анатолии Тихоновиче Иваницком
Может быть, в моём описании всё получается гладко и беспроблемно. Конечно, это не совсем так, просто хорошее запоминается сильнее. Было по ходу жизни батальона много проблем. В частности, одна из самых неприятных – это проблема воровства особенно в начале обучения. Не того «казарменного» воровства, когда пропадали хлястики, мыло, паста, крем, это неприятно, но как бы порождается самим общежитием: – «взял взаимообразно и забыл сказать». Речь идёт о воровстве денег. Вспоминается такой эпизод. В спортзале, когда батальон сдавал кровь, для донорской помощи, у Енягина В. пропало удостоверение личности, а в нём 5 рублей. Прошло уже месяца 3-4 Енягин Е. получил взыскание и новое удостоверение. И как-то краем уха слышу его фразу «Что-то мать пишет, что выслала деньги, а я их не получал». Мелькнула мысль.
...ЕщёИду на почту. Просматриваю, прошитую шпагатом,
Продолжение повествования об Анатолии Тихоновиче Иваницком
Может быть, в моём описании всё получается гладко и беспроблемно. Конечно, это не совсем так, просто хорошее запоминается сильнее. Было по ходу жизни батальона много проблем. В частности, одна из самых неприятных – это проблема воровства особенно в начале обучения. Не того «казарменного» воровства, когда пропадали хлястики, мыло, паста, крем, это неприятно, но как бы порождается самим общежитием: – «взял взаимообразно и забыл сказать». Речь идёт о воровстве денег. Вспоминается такой эпизод. В спортзале, когда батальон сдавал кровь, для донорской помощи, у Енягина В. пропало удостоверение личности, а в нём 5 рублей. Прошло уже месяца 3-4 Енягин Е. получил взыскание и новое удостоверение. И как-то краем уха слышу его фразу «Что-то мать пишет, что выслала деньги, а я их не получал». Мелькнула мысль.
Иду на почту. Просматриваю, прошитую шпагатом, гирлянду заполненных извещений. Нахожу перевод на Енягина В., заполненный на украденное удостоверение. Беру с собой извещение, иду на кафедру к криминалистам, спрашиваю: «Можете идентифицировать почерк?» Понял, что это сложная, длительная процессуальная процедура, которая не обеспечивает 100% эффекта и т.д.
Сделал проще: просмотрел в своем сейфе анкеты курсантов и сравнил почерк с извещением. Вызвал одного и спрашиваю: «Где удостоверение личности Енягина В.?». Он сразу обмяк. Удостоверение находилось у него в нагрудном кармане.
Сурово с ним обошёлся коллектив, изгнав из своих рядов. И таких в истории батальона было двое.
Раз уж зашла речь о Володе Енягине, то помнится, у него в одно время был период неудач – то канат на полосе препятствий порвался и он упал, получив травму, то в классе во время самоподготовки на него упала арматура лампы дневного света. По поводу рокового стечения таких обстоятельств в батальоне какое-то время ходили безобидные шутки.
Но он был стойким человеком и такие напасти «не выбили его из седла». Это доказала и его последующая служебная карьера, когда приходилось принимать трудные решения в сложной социально-политической обстановке он всегда оставался верен Присяге. И сейчас он активно работает в Общественной палате России.
В своё время возникали и другого рода проблемы. Например, такой эпизод, назовём его «интеллектуальной оппозицией».
Среди курсантов батальона было немало таких, которые выделялись способностями и обладали высоким интеллектом. Можно назвать Рыбникова В., Окатова В., Михалина В., Жмыхова А., Ли В., Лазарева А. и других.
Эти ребята не просто отлично учились. Они старались поглубже вникать в суть изучаемых явлений. Часто не удовлетворяясь поверхностными объяснениями, вступали в дискуссии с преподавателями.
В частности, помню, острые дискуссии возникали при изучении по истории темы «борьба с троцкистско-зиновьевским блоком». Наши преподаватели, по мнению курсантов, не смогли убедительно доказать обоснованность хода исторических событий той поры. Пришлось выходить на ЛГУ, связываться с профессором Ивановым А., который по данной проблеме имел монографию. И наши интеллектуалы принимали участие в дискуссиях уже в ЛГ
...ЕщёВ своё время возникали и другого рода проблемы. Например, такой эпизод, назовём его «интеллектуальной оппозицией».
Среди курсантов батальона было немало таких, которые выделялись способностями и обладали высоким интеллектом. Можно назвать Рыбникова В., Окатова В., Михалина В., Жмыхова А., Ли В., Лазарева А. и других.
Эти ребята не просто отлично учились. Они старались поглубже вникать в суть изучаемых явлений. Часто не удовлетворяясь поверхностными объяснениями, вступали в дискуссии с преподавателями.
В частности, помню, острые дискуссии возникали при изучении по истории темы «борьба с троцкистско-зиновьевским блоком». Наши преподаватели, по мнению курсантов, не смогли убедительно доказать обоснованность хода исторических событий той поры. Пришлось выходить на ЛГУ, связываться с профессором Ивановым А., который по данной проблеме имел монографию. И наши интеллектуалы принимали участие в дискуссиях уже в ЛГУ. Этот уровень, на то время, их, кажется, удовлетворил.
Отсюда пошли творческие связи и участие отдельных ребят в работе университетских студенческих научных кружков. И, нужно сказать, они там достойно представляли интеллект нашего училища. А Володя Рыбников – «батенька мой», так звали его курсанты за привычное обращение к ним, через некоторое время на философском факультете ЛГУ защитил кандидатскую диссертацию на тему «Прагматическая философия Дьюи». Он изучил несколько иностранных языков, 7 лет был представителем в Югославии от России, возглавлял несколько лет международный отдел МВД и сейчас представительствует в Израиле.
Одной из довольно сложных проблем, которую пришлось решать командиру, мне и активу можно назвать: «проблемой роста». Немного предыстории.
Традиционно в военных училищах курсанты в течение 4 лет находились на казарменном положении. Так был принято. Я понимал, что это угнетало людей, хотя и формировало исполнительность, но не воспитывало самостоятельность. Были такие курсанты, которые поступили в училище, прослужив 1,5-2 года. Значит это 6 лет в казарме! Не случайно к проблеме увольнения в курсантских коллективах были очень чувствительны. И вот в новом положении об училище было сказано, что на 4 курсе может быть разрешен для курсантов свободный выход (правда он обставлялся массой оговорок).
Мы – на 3 курсе, но «свободный выход», как свет в конце тоннеля. Уже, якобы, принято решение о свободном выходе для 4 курса (3-й батальон) начальником училища генерал-майором Орловым И.А.
И вот они все (3 батальон) возвращаются со стажировки и отпуска с полной верой, что так и будет. Но за время их отсутствия ситуация изменилась и победила жестка линия: «Держать и не пущать!».
...ЕщёТрадиционно в военных училищах курсанты в течение 4 лет находились на казарменном положении. Так был принято. Я понимал, что это угнетало людей, хотя и формировало исполнительность, но не воспитывало самостоятельность. Были такие курсанты, которые поступили в училище, прослужив 1,5-2 года. Значит это 6 лет в казарме! Не случайно к проблеме увольнения в курсантских коллективах были очень чувствительны. И вот в новом положении об училище было сказано, что на 4 курсе может быть разрешен для курсантов свободный выход (правда он обставлялся массой оговорок).
Мы – на 3 курсе, но «свободный выход», как свет в конце тоннеля. Уже, якобы, принято решение о свободном выходе для 4 курса (3-й батальон) начальником училища генерал-майором Орловым И.А.
И вот они все (3 батальон) возвращаются со стажировки и отпуска с полной верой, что так и будет. Но за время их отсутствия ситуация изменилась и победила жестка линия: «Держать и не пущать!». Всегда в таких случаях внезапность вызывает аффективную реакцию. Произошло «недоразумение» – 3-й батальон отказался, в знак протеста, от приёма пищи. Много из-за этого пострадало людей, но воздействие данный протест возымел.
4 курсу (3-й батальон) разрешили свободный выход. Предупредив, что это первый и последний раз, и на следующий год такого свободного выхода не будет.
Вот так! А на следующий год на 4 курсе наш 2-й батальон!
Помогло знание коллективной психологии, и, в частности, такого феномена, как коллективное мнение. Правовое положение курсанта 4 курса стало объектом формирования коллективного мнения в батальоне. Мы разъясняли положение нормативных документов, неправомерность и пагубные последствия тех событий, которые произошли на этой почве. Настраивали на худшее, используя и актив, и младших командиров, и влияние партийной организации. В общем, когда мы перешли на 4 курс, проблема была снята. Я даже не могу сказать был ли у нас свободный выход. Но увольняемых было много. Комбат на это был щедр, а я его здесь поддерживал.
Не знаю, ощущали ли курсанты на себе значимость, для руководства батальона вот такого рода усилий, или со своих курсантских позиций, в то время, они недопонимали этого и поняли только потом в войсках, когда сами стали работать с людьми.
Я всегда понимал важность той роли, которую в нашей жизни играл коллектив. Особенно интересны были коллективы учебных групп.
У меня и сейчас есть социоматрицы коллективов учебных групп, на которых видны лидеры, взаимные выборы или отвержения, микрогруппы. Это как бы рентгеновские снимки коллективной психологии, а чтобы получить их мы проводили социометрию. С учётом этих данных (а не осведомителей), велась индивидуальная работа, подбирался актив, обновлялся сержантский состав.
Эти материалы я использовал в последующем в своей кандидатской диссертации «Психологическая подготовка курсантов к службе во внутренних войсках», которую защитил в Военно-политической академии им. В.И.Ленина.
Я глубоко убеждён и это доказала практика, что качество подготовки офицеров для войск очень сильно зависит от того: в каком коллективе они учились эти 4 года. И особенно, напрямую зависит от коллективов учебных групп, от структур
...ЕщёЯ всегда понимал важность той роли, которую в нашей жизни играл коллектив. Особенно интересны были коллективы учебных групп.
У меня и сейчас есть социоматрицы коллективов учебных групп, на которых видны лидеры, взаимные выборы или отвержения, микрогруппы. Это как бы рентгеновские снимки коллективной психологии, а чтобы получить их мы проводили социометрию. С учётом этих данных (а не осведомителей), велась индивидуальная работа, подбирался актив, обновлялся сержантский состав.
Эти материалы я использовал в последующем в своей кандидатской диссертации «Психологическая подготовка курсантов к службе во внутренних войсках», которую защитил в Военно-политической академии им. В.И.Ленина.
Я глубоко убеждён и это доказала практика, что качество подготовки офицеров для войск очень сильно зависит от того: в каком коллективе они учились эти 4 года. И особенно, напрямую зависит от коллективов учебных групп, от структуры взаимоотношений, от групповых ценностей и традиций, от групповых установок и коллективного мнения. В нашем выпуске 1976 года больше всего выпускников дослужились до генеральских званий.
Это – генерал-лейтенант Кикоть В.Я., генерал-майоры Бородавко Л.Т., Баранов А.В., Горюнов В.Б., Роганов А.А., Федченко В.Г., Коровников А.В.
Наиболее сплоченными были коллективы 21-й, 25-й и 26-й групп, а их командиры старший сержант Бородавко Л., старший сержант Кикоть В., Нелюбов В. были и неофициальными лидерами, т.е. обладали авторитетом в полном объеме. Как показали последующие отзывы из войск у выпускников именно таких групп были более высокие показатели в службе.
Я назвал три группы, но это не значит, что у других не было сплочённости. Коллективизм, сплочённость в батальоне были теми ценностями, на которые держали ориентиры все группы. И каждая их них имела свое лицо и была неповторима. Мне кажется, в батальоне не было курсантов, которые бы хотели перейти из своей группы в другую, каждый болел за свою группу и старался для нее. Помню такой эпизод, на последнем курсе к нам в батальон направили сержанта Цориева Т.С. (Который до этого учился в третьем батальоне и брал после третьего курса академический отпуск). Мы с комбатом понимали, что на старшем курсе ему будет сложно адаптироваться в новом подразделении и решили направить его в наиболее сплоченный и дружный коллектив 26-й группы. Всё прошло нормально Цориев Т. стал полноправным и уважаемым членом коллектива и успешно окончил училище. Доказательством того что коллектив батальона для него родной служит его спонсорская помощь в организации нашей встречи.
И, при этом, нам удалось создать гармонию группового и батальонного коллективизма. Нам удалось создать коллективное чувство «Мы-, Герасимовцы». А за этим – каждый из нас, наши ценности, цели, дела, традиции, чувство причастности ко всему этому. И это не просто слова. Уже на 4 курсе перед выпуском батальон доказал свою готовность служить Родине, служить народу, добросовестно выполнять свой офицерский долг и Присягу.
В мае 1976 года перед выпуском в училище приехал заместитель министра внутренних дел генерал – майор Чурбанов Ю.М.. Выступая перед курсантами, он отметил, что необходимо укреплять отдалённые подразделения и все курсанты выразили готовность поехать служить туда, куда их пошлёт Родина. Почти 50% написали рапорта с просьбой направить их в наиболее отдалённые и трудные подразделения. Сейчас можно по-разному говорить о наших делах, но этот факт – показатель большого патриотизма, душевного порыва, романтики, энтузиазма, самоотречённости, кото
...ЕщёИ, при этом, нам удалось создать гармонию группового и батальонного коллективизма. Нам удалось создать коллективное чувство «Мы-, Герасимовцы». А за этим – каждый из нас, наши ценности, цели, дела, традиции, чувство причастности ко всему этому. И это не просто слова. Уже на 4 курсе перед выпуском батальон доказал свою готовность служить Родине, служить народу, добросовестно выполнять свой офицерский долг и Присягу.
В мае 1976 года перед выпуском в училище приехал заместитель министра внутренних дел генерал – майор Чурбанов Ю.М.. Выступая перед курсантами, он отметил, что необходимо укреплять отдалённые подразделения и все курсанты выразили готовность поехать служить туда, куда их пошлёт Родина. Почти 50% написали рапорта с просьбой направить их в наиболее отдалённые и трудные подразделения. Сейчас можно по-разному говорить о наших делах, но этот факт – показатель большого патриотизма, душевного порыва, романтики, энтузиазма, самоотречённости, которой так не хватает современной молодой поросли. Следует отметить, что на наших выпускников этих лет выпала нелёгкая служба, в связи с изменением политической ситуации в нашей стране, но они не уронили своей чести. Не случайно всегда, когда мы встречаемся, мы как гимн гордо поём песню «Офицеры».
Описывая жизнь курсантов нашего батальона, я мало сказал о тех, кто руководил нами, кто нас наставлял, учил и воспитывал. Имею ввиду руководство училища. Начальника училища генерал – майора Орлова Ивана Андреевича, его заместителя Героя Советского Союза полковника Ашика Михаила Владимировича, начальника политотдела полковника Ганичева Алексея Павловича, начальников учебного отдела Тренина Валентина Тимофеевича и Хрунова Анатолия Михайловича, начальника факультета Носка Александра Федоровича и многих других, прекрасных и преданных своему делу людей. Каждый их них оставил в нас не только память и воспоминания, но и частицу себя…
У каждого из нас своё восприятие того времени, но что в этом восприятии общего и что роднит нас всех – это память о наших наставниках и учителях, о нашем комбате, о батальоне, о всех нас, тогда ещё молодых или совсем молодых. О тех делах, которые не были эпохальными, но они были нашими делами. И мы, наверно, неплохо делали это дело, если так часто с благодарностью возвращаемся в это прошлое время.
Хочу сказать всем своим ребятам: «Спасибо вам за радость и удовольствие, которое я получил, работая с вами, спасибо вам за волнения и переживания ваших успехов и неудач после выпуска, спасибо вам за то, что вы пустили меня в своё сердце и сделали своей частичкой, спасибо вам за то, что придали смысл моему существованию!»
И сейчас, встречаясь с вами, я могу каждому из вас прямо посмотреть в глаза и искренне сказать: «Здравствуй, я очень рад тебя видеть!»
Продолжение повествования об Анатолии Тихоновиче Иваницком
P.S.: Завершая свои воспоминания, я прошу помянуть всех тех, кого уже нет с нами. Наших руководителей и командиров:
– генерал-майора Ивана Андреевича Орлова, начальника Высшего политического училища МВД СССР (1969-1978 гг.);
– полковника Алексея Павловича Ганичева начальника политотдела училища;
– полковника Бориса Дмитриевича Герасимова, командира 2-го батальона, начальника 1-го военно-политического факультета курсовых офицеров 2-го батальона Устименко А. и Паламодова С;
– наших выпускников «Герасимовцев»: Арсена Аваляна, Михалина В.К., Батурина А.Т., Алиева К.К., Гуру Н.В., Никишаева А.Н., Гудина Е.В., Шмелёва С.П., Каплуна А.Б., Гаврикова А.Г., Кузнецова В.Н., Буйного А.Л., Машина С.П.
И мысленно сказать им: «Спасибо, что вы были с нами. Вы навсегда останетесь в нашей п
...ЕщёПродолжение повествования об Анатолии Тихоновиче Иваницком
P.S.: Завершая свои воспоминания, я прошу помянуть всех тех, кого уже нет с нами. Наших руководителей и командиров:
– генерал-майора Ивана Андреевича Орлова, начальника Высшего политического училища МВД СССР (1969-1978 гг.);
– полковника Алексея Павловича Ганичева начальника политотдела училища;
– полковника Бориса Дмитриевича Герасимова, командира 2-го батальона, начальника 1-го военно-политического факультета курсовых офицеров 2-го батальона Устименко А. и Паламодова С;
– наших выпускников «Герасимовцев»: Арсена Аваляна, Михалина В.К., Батурина А.Т., Алиева К.К., Гуру Н.В., Никишаева А.Н., Гудина Е.В., Шмелёва С.П., Каплуна А.Б., Гаврикова А.Г., Кузнецова В.Н., Буйного А.Л., Машина С.П.
И мысленно сказать им: «Спасибо, что вы были с нами. Вы навсегда останетесь в нашей памяти и в нашем сердце!»
Профессор кафедры юридической психологии, заслуженный работник Высшей школы РФ, доктор педагогических наук Иваницкий Анатолий Тихонович.
Санкт-Петербург, 2018.
Сохраним память о нашем учителе, наставнике, товарище и верном друге
Анатолии Тихоновиче!
Это и есть ГЛАВНОЕ: какой след мы оставляем в душах людей!
Спасибо Вам за память, за ещё одну страничку добра и чести!