Полковник в отставке Василий Артёмович Мандриков, выпускник 2-го факультета 1973 года (первый выпуск!), командир 5-го батальона (1981-1989 гг.)
Снимок из книги «Честь имею!»
Из папиной рукописи книги «ЖЕРТВЕННОСТЬ»
2.6.20.9.3. О становлении 2-го факультета
Полковник в отставке Василий Артёмович Мандриков, выпускник 2-го факультета 1973 года (первый выпуск!), командир 5-го батальона (1981-1989 гг.) подробно рассказал в книге «Честь имею!» о сложностях процесса становления 2-го факультета Высшего политического училища МВД СССР.
С чувством огромной благодарности к Василию Артёмовичу прочёл его описание, в каких муках состоялось РОЖДЕНИЕ и ВОЗМУЖАНИЕ 2-го факультета нашего училища. Для удобства восприятия разобью его повествование на части и озаглавлю.
2.6.20.9.3.1. Чем было продиктовано образование факультета?
«…Создание специального учебного заведения, занимающегося подготовкой высококвалифицированных политработников для органов внутренних дел, было продиктовано внутриполитической обстановкой в стране и тем напряжением, которое сложилось в системе ОВД в начале шестидесятых годов ХХ века. Разоблачение «разоблачителя» культа личности – Н.С. Хрущева, все большее проникновение в практику работы ОВД «позвоночного права» требовали разъяснения роли партии в укреплении и развитии советского государства и органов внутренних дел в частности.
Однако воспитательная работа в органах внутренних дел на данном этапе развития не соответствовала решению возникших задач. В это время в подразделениях уже были заместители по политико-воспитательной работе, но они, как тогда говаривали сотрудники, были далеки от народа. На должности замполитов часто назначали случайных людей из числа сотрудников, не проявивших себя на других участках работы или инструкторов райкомов (горкомов) партии, у которых не было перспективы партийного роста. Зачастую такие назначенцы не только не умели организовать воспитательную работу, но и не понимали сущности милицейской жизни, а иногда и просто выказывали пренебрежение к деятельности ОВД. Юридической основой для создания специализированного учебного заведения по подготовке политработников для органов внутренних дел стало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 ноября 1968 года…
2.6.20.9.3.2. Создание структуры факультета
«…Весь процесс становления факультета условно можно подразделить на создание самой структуры факультета, т. е. его укомплектование постоянным и переменным составом и организацию учебно-воспитательного процесса и служебной деятельности. В качестве основы для создания Высшего политического училища была принята учебно-материальная база Ленинградской военно-политической школы (ЛВПШ) МВД СССР, известная подготовкой высококвалифицированных офицеров-политработников для внутренних войск и исправительно-трудовых учреждений.
Руководством МВД было принято решение сформировать в Высшем политическом училище два основных факультета; факультет подготовки политработников для внутренних войск и факультет подготовки юристов-политработников для органов внутренних дел.
В последующем были созданы факультет для подготовки иностранных слушателей и курсы усовершенствования офицерского состава.
Командование ЛВПШ (полковники Солощев Н.С., Тренин В.П., Дудченко Н.Д.) наряду с решением задач по расширению учебно-материальной базы, проявило заботу и о сохранении лучших традиций ЛВПШ по качеству подготовки специалистов, по культурно-просветительной работе среди населения Ленинграда, по воспитанию героических традиций среди молодежи, по оказанию помощи территориальным ОВД в поддержании общественного порядка.
С Управлением учебных заведений МВД СССР было достигнуто соглашение о том, чтобы для выпускников ЛВПШ при поступлении в ВПУ МВД был повышен возрастной ценз. Таким образом, выпускники ЛВПШ, достигшие к моменту поступления в училище тридцати – тридцати трёх лет и успешно сдавшие вступительные экзамены, смогли стать слушателями Высшего политического училища. В последующем это помогло не только сохранить, но и расширить участие слушателей ВПУ в охране общественного порядка и общественно-политической жизни Ленинграда.
2.6.20.9.3.3. Формирование 5-го батальона
Июль 1969 года стал отправной точкой в создании и формировании второго факультета. Он ознаменован прибытием первых абитуриентов-офицеров ОВД и формированием пятого батальона. Командир батальона подполковник Журавлёв А.М., заместитель по политчасти майор Околодков Б.И.
Следует признать, что первый набор слушателей был несколько слабее (по сравнению с последующими наборами) по уровню общеобразовательной подготовки, да и отбор слушателей иногда носил спонтанный характер. Именно поэтому при формировании батальона одна учебная группа (55) была сформирована по так называемому «национальному признаку». Эта группа на начальном этапе обучения показывала более низкие результаты в успеваемости. И только благодаря кропотливой работе командира группы старшего лейтенанта Хадонова Б.Х. и командования батальона практически все слушатели смогли получить дипломы о высшем юридическом образовании.
2.6.20.9.3.4. Формирование других батальонов факультета
В 1970 году подполковник Вахранев А.А. (командир батальона), замполит – майор Андреев П.И. формируют шестой батальон. В этом наборе также была учтена необходимость повышения возрастного ценза для выпускников ЛВПШ при поступлении в ВПУ. В итоге на факультете была сформирована солидная прослойка из выпускников военно-политической школы, что позволило в дальнейшем не только повысить качество учебы, но и качество правовой и культурно-просветительной работы среди населения Ленинграда.
В 1971 году подполковник Блажчук Е.Е. (командир) и замполит подполковник Сторожук В.И. сформировали седьмой батальон. В этом же году на должность начальника факультета был назначен полковник Журавлев А.М., а на должность командира пятого батальона назначен начальник курса Ленинградской средней специальной школы милиции подполковник Алексеев В.С.
И, наконец, в 1972 году был сформирован восьмой батальон, командир батальона подполковник Яковенко Г.П., заместитель командира по политчасти подполковник Драмарецкий Д.Ф. На этом заканчивается процесс комплектования факультета как структурной единицы Высшего политического училища МВД СССР.
В 1979 году вводится должность заместителя начальника факультета по политчасти. Первым на эту должность был назначен подполковник Семёнов В.А. По существу, это назначение стало признанием значимости факультета в общественно-политической жизни училища и все последующие годы к факультету относились как к равному среди равных.
Таким образом, 1979 год условно можно считать годом завершения стадии формирования и становления факультета в структуре ВПУ имени 60-летия ВЛКСМ МВД СССР.
В последующем заместителями начальника факультета по политической части были полковники Прохоров А.А., Холодович Ф.П. и Пономаренко Н.П. На должности командиров батальонов и политработников пришли выпускники факультета Мандриков В.А., Сальников В.П., Муха А.Д., Головяшкин В.Н., Хадонов Б.Х., Вертипорох А.Н. Это способствовало более глубокому взаимопониманию между слушателями и командованием факультета и, в конечном итоге, к совершенствованию подготовки политработников для ОВД.
2.6.20.9.3.5. Организация учебно-воспитательного процесса факультета.
Учебно-воспитательная работа со слушателями начиналась практически с первого дня пребывания в училище. Этот процесс включал в себя подготовку абитуриентов к вступительным экзаменам, изучение их деловых и морально-политических качеств путем изучения личных дел и проведения индивидуальных собеседований, организации учебного процесса и воспитательной работы на протяжении всего периода обучения.
2.6.20.9.3.5.1. Гладко было на бумаге…
Сданы вступительные экзамены. Мандатная комиссия назвала имена первых слушателей факультета подготовки политработников для органов внутренних дел. Казалось бы, все волнения позади, слушатели отправились за семьями и для сдачи дел по прежнему месту службы. Но, как справедливо отмечал Пифагор, «Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падали в него горькие слезы...» (см. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. М., Олма-Пресс, 2006, с. 69). Эти слова довольно точно отражают второй, наиболее сложный этап в становлении и формировании факультета как строевой единицы в структуре Высшего политического училища. Одной из непредвиденных задач, которая встала перед слушателями, было преодоление психологического барьера и адаптация к армейской системе общения, царившей в училище.
Командование и большинство профессорско-преподавательского состава были офицерами внутренних войск и, к сожалению, зачастую к слушателям применяли требования, предъявляемые к курсантам факультета подготовки политработников для внутренних войск. К примеру, на семинарах и практических занятиях, оценивая ответы слушателей, преподаватели оценивали и качество выхода к доске, доклад о готовности к ответу и т.п. Среди слушателей даже появилась присказка, – «плюс один балл за отход-подход-фиксацию».
В тоже время, после окончания занятий слушателей постоянно привлекали к хозяйственным работам в учебном корпусе № 9, уповая на трудности училища в создании учебно-материальной базы. Главный аргумент – слушатели способны выполнить поставленные задачи на более высоком качественном уровне, нежели курсанты. При этом не учитывался ни статус офицеров, ни ущемление личного и учебного времени слушателей на самоподготовку, ни на неустроенный семейный быт. На первом этапе обучения была предпринята попытка «упорядочить» самоподготовку слушателей, т.е. усадить их после окончания плановых занятий и перерыва на обед на два часа в учебные классы. Разумеется, эта затея показала свою несостоятельность и в скором времени была отменена. Обязательная самоподготовка была оставлена только по специальным дисциплинам.
Весьма сложно на начальном этапе проходило становление учебного процесса. Учебная программа подготовки политработников для ОВД разрабатывалась Главным управлением учебных заведений (ГУУЗ) МВД СССР, а её реализация осуществлялась в рамках военной организации. Училище находилось в прямом подчинении Главного управления внутренних войск.
Поэтому весь распорядок дня, общественно-политическая и культурно-массовая работа строилась в соответствии с требованиями ГУВВ. Командование факультета пыталось вносить некоторые коррективы в организацию процесса обучения слушателей, но в основном эти попытки были малоэффективными.
2.6.20.9.3.5.2. Объективные трудности
Неожиданно сложно прошла и адаптация слушателей к вузовским требованиям к процессу обучения. Прежде всего, обращало на себя внимание непривычно высокое для большинства слушателей качество лекций и требовательность на семинарах и практических занятиях. В училище не было специальных учебников для юридических вузов МВД. У многих слушателей не было опыта самостоятельной работы с первоисточниками.
Для подготовки к семинарам и практическим занятиям слушатели пользовались в основном лекциями и первоисточниками. Правда, к началу второго семестра они обрели достаточный опыт работы с первоисточниками и дискуссии на семинарах и практических занятиях порой походили на прения сторон в судебном заседании. Этот опыт самостоятельной работы с первоисточниками в последующем помогал выпускникам в практической работе.
В программе обучения первых наборов слушателей наряду со специальными и юридическими дисциплинами большое место занимали такие предметы, как русская, советская и зарубежная литература, политическая география, этика, эстетика. Именно эти гуманитарные дисциплины помогли слушателям устанавливать деловые отношения с ленинградскими вузами, с артистами и целыми театрами Ленинграда. Большую помощь в этом процессе оказал преподаватель института культуры Д.Н. Авров.
На лекциях блистали мастерством прежде всего такие преподаватели, как Бельсон Я.М., Якушкин Я.М, Царёв М.И., Лавров В.Н., Кравцов С.Ф., Романюк В.С.
Примерно 75–80% слушателей заканчивали средние специальные учебные заведения МВД СССР и имели среднее юридическое образование, остальные 20%, являясь офицерами МВД, имели средне-техническое и общее среднее образование. Закончившие учебные заведения МВД полагали, что полученных знаний в средних специальных учебных заведениях МВД им хватит, чтобы успешно закончить ленинградский вуз. Увы, такая самоуверенность не прошла бесследно.
Первая же лекция по теории государства, прочитанная профессором Бельсоном Я.М., заставила многих слушателей задуматься об уровне своих знаний. А те, кто не сделал соответствующих выводов, в полной мере испили горечь разочарования на первой зимней сессии. 58 человек получили удовлетворительные оценки, более 20 слушателей сдали зачеты и экзамен со второй или третьей попытки, а старший лейтенант Набиев был отчислен за неуспеваемость.
2.6.20.9.3.5.3. Меры для повышения успеваемости слушателей
Такая высокая требовательность к учёбе заставила слушателей серьезно изменить своё отношение к учебе и в 1973 году органы внутренних дел получили первых высококвалифицированных юристов-политработников.
Большую работу по повышению успеваемости командиры батальонов и партийные организации подразделений проводили и в последующие годы.
Все слушатели, получившие удовлетворительную оценку на семинарах и практических занятиях, обязаны были вместе с командиром учебной группы, парторгом группы и командиром отделения явиться к командиру батальона с объяснением причин слабой подготовки, а слушатели, получившие неудовлетворительные оценки, кроме того отчитывались перед партийной (комсомольской) организацией и могли быть привлечены к партийной или комсомольской ответственности за халатное отношение к учёбе.
Кроме того, от уровня успеваемости и дисциплины слушателей напрямую зависела перспектива получения очередного офицерского звания и прием в партию. Укреплению дисциплины и повышению успеваемости было подчинено и социалистическое соревнование между слушателями, учебными группами и батальонами.
Постепенно командованию факультета удалось поднять успеваемость, а вместе с ней и качество подготовки специалистов на достаточно высокий уровень. К примеру, если в 1973 году только 17 слушателей получили диплом с отличием, то в 1985 году диплом с отличием получили 58 слушателей.
Постепенно уровень успеваемости, успехи в общественно-политической и спортивной жизни училища вывели факультет на ведущие позиции и изменили отношение командования и профессорско-преподавательского состава к слушателям.
Практика работы с абитуриентами показала, что территориальные ОВД иногда направляли на обучение офицеров по принципу «выдвинем куда угодно, лишь бы избавиться». Командование батальонов и приёмная комиссия не всегда успевали провести качественное изучение абитуриентов и их личных дел, в силу чего отдельные «лучшие» офицеры по итогам вступительных экзаменов становились горе-слушателями, которых впоследствии приходилось отчислять за аморальное поведение.
Повышению качества отбора абитуриентов способствовало введение на время сборов офицеров исследователей, которые несли моральную (и не только) ответственность за поведение и качество учёбы слушателей.
Повышению качества подготовки слушателей способствовали и офицеры-кураторы учебных групп. Они оказывали помощь не только в повышении успеваемости, но и организации досуга слушателей и в работе с семьями.
2.6.20.9.3.5.4. «Дворянское сословие» в среде слушателей
Большую роль в воспитании и формировании будущих политработников командование факультета и батальонов отводило работе с семьями слушателей. Сложность состояла в том, что большинство слушателей были женаты, имели детей и не желали расставаться с семьями на период обучения.
Командование факультета приветствовало такое отношение офицеров к семье, но вместе с тем не имело никаких возможностей в предоставлении жилья. Отдельные слушатели по этой причине (уже после зачисления) оставляли училище и уезжали к прежнему месту службы.
Поиск квартир мешал слушателям сосредоточить основное внимание на учёбе, иногда приводил к конфликтам в семьях. В поисках выхода из такого затруднительного положения жёны многих слушателей отказывались от работы по специальности и устраивались работать дворниками. По сути, это были декабристки советского периода. Разумеется, слушатели оказывали им самую активную помощь в наведении и поддержании порядка на закреплённых территориях. Таким образом, среди слушателей факультета появилось так называемое «дворянское сословие».
Чаще всего такой подход к решению насущных семейных проблем укреплял семьи, хотя имели место и другие факты. Широкую практику получило заселение слушателей в общежития ПТУ на условиях оказания практической помощи в поддержании общественного порядка. Все это упрощало до некоторой степени решение квартирного вопроса, но увеличивало моральную и физическую нагрузку и отвлекало слушателей от решения учебных задач. По существу, это был трудовой подвиг офицеров и их семей.
Слушатели справедливо говорили, что 50% диплома принадлежит жёнам.
2.6.20.9.3.5.5. Есть место песне на факультете
На факультете всегда помнили древнюю мудрость, гласящую – где жизнь, там и поэзия, поэтому слушатели на равных с курсантами участвовали в смотрах художественной самодеятельности, в организации клубной работы.
И здесь жюри, которое состояло в основном из работников политотдела, столкнулось с проблемой оценки творчества самодеятельных коллективов слушателей. Приходилось применять в какой-то мере двойные стандарты.
Самодеятельные коллективы факультета отличались широким привлечением к участию членов семей (жёны, дети, родственники...) и достаточно высоким исполнительским мастерством. Достаточно вспомнить хор пятого батальона «Отцы и дети» (художественный руководитель и дирижёр жена слушателя – Мандрикова Вера Ивановна), или молдавский народный танец в исполнении старшего лейтенанта милиции Анточа К.Г. (в последующем министра внутренних дел Республики Молдова) и его супруги.
Активно участвовали в работе художественной самодеятельности жёны слушателей Прокудина Н.Г., Быкова В. и многие другие.
Выпускник пятого батальона Е. Коршунов (начальник политотдела УВД по Курской области) выпустил два сборника стихов. Хадонов Б.Х. – постоянный внештатный корреспондент газеты «Политработник». На его счету немало публикаций на страницах этой газеты.
Всего не перечесть... Кроме того, слушатели факультета, используя опыт работы с населением, устанавливали деловые отношения с театрами Ленинграда и постоянно организовывали творческие встречи с артистами, культпоходы в театры с последующим обсуждением спектаклей с режиссёрами.
Замполиты факультета широко использовали в организации самодеятельности и воспитательной работе женские советы. Через них приходилось иногда воздействовать на отдельных не в меру строптивых жён слушателей, оказывать помощь в воспитании и устройстве детей в детские сады, решать другие важные вопросы…
2.6.20.9.3.6. Гордость 2-го факультета
….Из стен училища вышло много высококвалифицированных офицеров, внёсших свой достойный вклад в укрепление и развитие органов внутренних дел. Среди выпускников были и есть сегодня министры внутренних дел республик, заместители министров, начальники главных управлений ОВД, руководители учебных заведений и исправительно-трудовых учреждений.
Выпускник 1985 года Н.В. Колесник служил в Юридическом управлении при Президенте Российской Федерации. Сегодня он генерал-майор юстиции – помощник Генерального прокурора РФ.
Здесь уместно вспомнить таких выпускников, как Анточ К.Г., Микеров В.В., Сурков К.В., Сальников В.П., Спицнадель В.Б., Лойт Х.Х., Денисов В.А., Денисов В.И., Денисов С.А., Савельев А.В., Огородников А.А., Колокольцев В.А.
Во многом интересен и поучителен жизненный путь Колокольцева В.А. Он с отличием окончил ВПУ им. 60-летия ВЛКСМ МВД СССР, после его окончания постоянно находился на передовой линии борьбы с преступностью. Одновременно занимался научными исследованиями.
21 мая 2012 года пришла весть о назначении Владимира Александровича министром внутренних дел Российской Федерации. Это большая радость, гордость и честь для всех, кто его окружал в годы учёбы в училище. Так и хочется сказать: «Знай наших!».
2.6.20.9.3.7. Общее дело всего училища
Буквально с первых дней существования командование училища привлекало абитуриентов к созданию учебно-материальной базы. К моменту их прибытия вся территория училища от центральной аллеи (корпус № 7) до ул. Чекистов и ул. Летчика Пилютова представляла собой огромную строительную площадку. На бывшем футбольном поле уже был возведён новый учебный корпус № 7, но строители, как всегда, не укладывались в сроки сдачи объекта и командование училища приняло решение сформировать из числа абитуриентов-отличников отдельную группу для оказания практической помощи строителям по подготовке нового корпуса к началу учебного года. Так появилась необычная «строительная бригада» из двадцати человек, которая готовилась к вступительным экзаменам практически самостоятельно после окончания рабочего дня. Это было первое проявление высокой сознательности и готовности будущих слушателей поступиться своими личными интересами во имя процветания училища.
Слушатели практически до окончания строительства учебного корпуса № 9 принимали самое активное участие в совершенствовании учебно-материальной базы и благоустройстве территории учебного заведения. Только заместитель начальника училища полковник Ашик М.В. знает, какой ценой и сколько автомашин грунта для благоустройства территории привёз находчивый одессит, старший лейтенант милиции Чабан Н.Б. Слушатели наравне с курсантами участвовали во всех мероприятиях по созданию учебно-материальной базы и благоустройству территории училища.
2.6.20.9.3.8. Обустроить и украсить территорию училища
Неоценима роль слушателей в создании наглядной агитации. И поныне сохранилось панно старшего лейтенанта милиции Яценко (7-й батальон) на корпусе № 7.
Если в первые годы обучения к участию в этой работе привлекали только отдельных слушателей, то в последующем, с разрешения командования и учебного отдела, по заявкам кафедр формировались целые бригады, которые под руководством преподавателей занимались созданием наглядных пособий по изучаемым дисциплинам и ремонтом классов и лекционных залов.
2.6.20.9.3.9. Будни службы боевой
Не просто проходило и становление служебной деятельности факультета. Первоначально слушателей привлекали только к службе во внутренних нарядах (дневальные в подразделениях и дневальные по клубу).
Затем факультету доверили службу на втором КПП, где надо было осуществлять контроль не только за выходом личного состава, но и за выходом автотранспорта за пределы училища. А потом бывших работников ГАИ стали привлекать и к службе дежурных по автопарку.
В последующем, с целью повышения авторитета офицеров ОВД и роли слушателей в учебно-воспитательном процессе, командование училища практиковало привлечение слушателей к патрулированию на территории училища совместно с курсантами. Чтобы служба для слушателей не казалась мёдом, начальник училища генерал-майор Б. Смыслов был очень скор на такие «придумки».
Создание факультета не могло остаться незамеченным и для руководства ГУВД. С первых дней образования факультета командованию училища стали поступать заявки из ГУВД Леноблисполкома на привлечение слушателей к проведению рейдов по поискам преступников, пропавших детей, патрулированию, охране общественного порядка при проведении общественно-политических и массовых мероприятий в Ленинграде. Участие в таких мероприятиях способствовало укреплению позиций факультета и в училище, и в городе.
В адрес командования училища стали приходить благодарственные письма от руководства ГУВД и РУВД за оказание помощи слушателями факультета в охране общественного порядка и задержании преступников, а иногда и в раскрытии конкретных преступлений. На время проведения Олимпиады-80 из числа слушателей было сформировано специальное подразделение, которому поручались наиболее ответственные участки по охране общественного порядка.
2.6.20.9.3.10. Спортивные достижения факультета
Своеобразно проходило становление факультета и в спортивной жизни училища. Слушатели участвовали во всех спортивных соревнованиях наравне с курсантами несмотря на разные возрастные категории. При этом они часто занимали призовые места. Среди слушателей было много спортсменов-разрядников, кандидатов в мастера и мастеров спорта, которые входили в сборную команду училища и способствовали достижению высоких спортивных достижений на первенство «Динамо» и в других соревнованиях…
2.6.20.9.3.11. Новые назначения и уже другая история
…В 1983 году на должность начальника факультета был назначен полковник В.А. Семёнов. Условно это назначение можно считать началом нового этапа в становлении факультета. Начинается этап эволюционного перерастания факультета в самостоятельное учебное заведение. Факультет прекратил свое существование на пике успехов в учёбе, службе и дисциплине. С распадом СССР, в 1992 году, он был преобразован в Санкт-Петербургский юридический институт, затем в Академию и Университет МВД России.
Изменился принцип формирования факультета. На смену офицерам-слушателям пришли школьники, а вместе с ними и другой подход к учебной и воспитательной работе. Но это уже другая история, которую расскажут когда-нибудь другие выпускники и участники становления Санкт-Петербургского университета МВД России.
Комментарии 3