Выпустила во взрослую жизнь не одно поколение школьников, была мудрым наставником и советчиком для сотен ребят, больше сорока лет отдала профессии учителя Ольга Дмитриевна Александрова. Сегодня это моя собеседница.
Недавно Ольга Дмитриевна отметила юбилей, красивый, внушительный. Но годы не старят, а только придают вес каждому слову, произнесённому чётко поставленным голосом...
Учитель ведёт за руку ученика, становится для него примером во всём, образцом для подражания, мерилом порядочности. Хороший учитель никогда не пойдёт на сделку с совестью, не позволит унизить себя и своих «подопечных», учитель стоит горой за честь и справедливость и не станет молчать, если кто-то забыл или намеренно стирает из памяти эти понятия. Эти постулаты прозвучали в нашей беседе, и я радостно киваю в ответ на каждую реплику моей рассказчицы.
Впервые беседую с Ольгой Дмитриевной. Наш разговор такой честный, искренний, с самых первых секунд, что начинаю ловить себя на мысли о том, что завидую (белой завистью, конечно) внутренней силе, эрудированности, самоуважению и самоиронии этого человека. Слышу знакомые примеры, педагогические приёмы, интересные случаи, иногда узнаю себя…
Ольга Дмитриевна – старожил Жигулёвска. Более полувека назад с отцом и матерью совсем малышкой Оля увидела этот город. Отец занимался стройкой, мама, по образованию тоже филолог, была старшей пионерской вожатой в третьей школе, а совсем скоро возглавила (на двадцать с лишним лет) Дом пионеров. Парады, торжественные шествия, праздники того, советского, периода – заслуга Розы Фёдоровны. А Дмитрий Николаевич в Доме пионеров вёл шахматный кружок. Супругов Александровых очень ценили в городе. Учителей в семье много. Обе тёти – педагоги, младшая сестра Ирина также преподаёт словесность на Камчатке, а дочь Диана – логопед-афазилог (работает в Тольяттинском реабилитационном центре, помогает восстанавливать речь пациентам, перенёсшим инсульты, инфаркты).
Рассказ о своём жизненном пути переплетается с воспоминаниями о школьных буднях. Их много, из каждого всегда следует вывод.
Никогда не позволяла ребятам проявлять жестокость по отношению друг к другу – могла отчитать, устроить заслуженный нагоняй, потребовать объяснительные и обещания впредь не издеваться над своими одноклассниками.
Многочисленные вечера встреч, на которые приходили все, без исключения, ребята, превращались в тёплые посиделки, наполненные словами благодарности учителю и приятными «отчётами» о том, кто и где получает образование, осваивает специальность, о чём мечтают, удалось ли создать семью, всё ли в порядке, нужна ли помощь…
Никогда не ругала ребёнка при всех. Если видела, что поступки заслуживали порицания, могла только подозвать и сообщить: «Так, сегодня после уроков останься, пожалуйста, у нас с тобой будет «мужской разговор». И все понимали. И хоть бы один не пришёл! Одно из таких обсуждений не могу не осветить. Уж очень говорящий диалог учителя и непослушной, ершистой ученицы вышел.
– Какого же ты себе жениха желаешь?
– Высокого, интересного, а ещё ласкового, внимательного.
– Да разве к тебе такой подойдёт? Ты же пацанка в юбке!
– А что же делать? Вы мне будете подсказывать, как мне меняться?..
– Конечно!
Доверяя своему наставнику, девочка-шестиклассница к девятому классу стала более покладистой, милой
Господь направлял мою героиню по заданному сценарию. Быть учителем она не планировала. Была очень бойкой девочкой, с характером, твёрдо знавшей, чего она хочет. С семнадцати лет работала в восьмой школе – старшей вожатой. Потом была неудачная попытка поступить в институт культуры. И, наконец, лёгкая, в удовольствие учёба на заочном отделении филологического факультета Балашовского педагогического института.
Начинала трудовую деятельность в недавно отстроенной десятой школе – старшей вожатой и учителем, далее пошла на повышение – пригласили в другой коллектив. Теперь на работу принимал директор четвёртой школы Александр Иосифович Егоров, а отпускала с предыдущего места Валентина Александровна Радаева. В тридцать лет стала замдиректора по воспитательной работе, параллельно вела занятия в старших классах. Был период жизни, когда ездила на работу в Тольятти. Но всё равно… вернулась в четвёртую и «прослужила» здесь до 56 лет.
Школьная жизнь была насыщенной, подходящей для энергичной и артистичной молодой учительницы как нельзя лучше. Читала ребятам поэзию, погружала в притягательный мир прозы Островского, Шолохова, Чехова и других гениев литературы, на жизненных «параллелях» объясняла смыслы произведений, организовывала показ спектаклей, устраивала уроки-суды с жаркими доказательствами от «адвокатов» и «прокуроров» и азартом ожидания решения «судьи». На уроках русского языка добивалась того, чтобы каждый понимал тему, выясняла и, озвучивая пробелы в знаниях, давала возможность разобраться в том, чего не удалось освоить, использовала разнообразные формы работы на уроке. Детям некогда было отвлекаться – каждый был занят чем-то важным, полезным: работали в парах, по рядам, по шести вариантам, осуществляя само- и взаимопроверку, анализ допущенных ошибок. Поэтому вполне закономерным стали высокие показатели качества итоговых работ – более 60%. Те, кто преподаёт русский язык в обычной школе, особенно последние пять лет, понимают, насколько это серьёзная цифра и сколькими трудами, нервами, бессонными ночами она добыта. Недостижимый результат…
– Я очень люблю детей. Они всегда были около меня, при мне. Играла с ними. Хохотала с ними. И песни пела, и сценки с ними ставили, и газету рисовали…
Объятия, цветы и бесконечные разговоры до утра со своими ставшими родными парнями и девчатами – награда учителя, его счастье.
И ещё о важном говорим. Если обидела, найди в себе силы извиниться, уважай личность своего ученика. Умей признаться в своей неправоте. Цени ум ученика, благородного, знающего себе цену, прислушивайся к его мнению. Обоюдное сопереживание – гарантия добрых отношений. Это правда.
Пока беседовали, слышала не единожды фразу о том, что педагог не должен обижать и унижать. Надо сделать так, чтобы дети тебя полюбили. Как? Покажи своё небезразличие, удели каждому своё внимание. Это сложно, затратно. Но по-другому в «нашем деле» никак.
О семейном древе. Ольгу Дмитриевну судьба одарила удивительной родословной. За это она безмерно благодарна Богу. Оба дедушки окончили высшую партийную школу. Бабушки – образованнейшие женщины: одна окончила медресе, другая – гимназию. Пронзительна история бабушки Кати. После того как её мужа, работника НКВД, осудили, осталась одна с тремя детьми на руках – убежала в Самару, вынуждена была прятаться, а потом долгое время работала дворником, только так можно было получить «угол». Вторая бабушка помогала голодающим детям во время Великой Отечественной войны – смогла купить корову и «исцеляла» молоком ослабших ребятишек.
Родители души не чаяли друг в друге, отец добивался симпатии своей будущей жены, несмотря на национальные различия (мама была татаркой, отец – русский), всегда и во всём поддерживал её, обожал своих дочерей. Ради Оли, тяжело перенёсшей туберкулёзный менингит в младенчестве, семья переехала в Жигулёвск, где для девочки можно было достать «лекарство» – чёрную икру.
Продолжательница такой душевной, тёплой, порядочной семейной истории пожинает плоды своего труда, умения и желания созидать.
Она счастлива тем, что воспитала дочь Диану достойным человеком, помогла «не зарыть» певческий талант и теперь может гордиться её успехами в профессиональной сфере и на музыкальной стезе. Обожаемые внуки Михаил и Маргарита радуют своими достижениями, подсказывают современные занятия для «своей бабулечки», зовут на прогулки, создают совместные картины в стиле нейрографики… и точно знают, что нужны.
Е. ЩУКИНА
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев