Владимир Маяковский - один из ведущих художников XX века? Что он рисовал и что запомнилось зрителям?
Владимир Маяковский - один из ведущих художников XX века? Что он рисовал и что запомнилось зрителям? Владимира Маяковского (1893–1930 гг.) знают как замечательного и наверняка самого талантливого советского поэта. Он сумел выработать собственный стиль стихосложения, уже при жизни стал классиком советской литературы. Но кроме стихов, Маяковский ещё и писал картины, которые, если его творческое начало так ярко не проявилось в стихосложении, могли прославить Маяковского как значимого российского художника. Он владел всеми художественными техниками написания картин — умел рисовать тушью, маслом, карандашом, углём и даже окурками, если не было ничего подходящего под рукой. Маяковский охотно иллюстрировал свои стихи, и его рисунки вошли во все академические издания полного собрания сочинений. Зачастую никто лучше самого автора не может нарисовать иллюстрацию к его произведениям, и потому рисунки Маяковского так интересны.
Иллюстрация к поэме «Облако в штанах»
Стремление Маяковского к новаторству, поиску новых путей проявилось не только в стихосложении, но и в живописи. Он был одним из основоположников кубофутуризма и русского футуризма. Правда, широкой публике его картины в этом направлении не очень хорошо известны, живопись Маяковского больше знают по агитационным плакатам.
Николай Соколов. Портрет В.Маяковского. / Агитационный плакат В. Маяковского.
К сожалению, далеко не все художественные работы Владимира Маяковского сохранились — очень многое было потеряно безвозвратно, в том числе множество набросков карандашом на бумаге а также замечательные шаржи на его знакомых и видных советских деятелей искусств выполненные окурками и обгорелыми спичками. Но и того, что осталось достаточно, чтобы сделать вывод о безусловном художественном таланте советского поэта.
Именно с живописи и начал свой путь в искусстве Маяковский, он хотел совершить революцию, сформировать новую пролетарскую культуру, далёкую от буржуазных предрассудков. Потому с таким рвением и опровергал все классические каноны, творил по своему разумению, а благодаря недюжинному таланту его работы были не дилетантскими, а прогрессивными и интересными. О творческом пути великого поэта и его художественных работах расскажем в этой статье.
Владимир Маяковский в грузинском селе Багдати. Отец его, хоть и работал простым лесничим, был неравнодушен к живописи и умел неплохо рисовать. Впрочем, в семье рисовали и мама, и сёстры будущего поэта. Когда Владику исполнилось семь лет, то отец пригласил для его обучения Сергея Краснуху — популярного кутаисского художника.
Владимир Маяковский - в юные годы.
После неожиданной смерти отца Владимира Маяковского от заражения крови его жена вместе с детьми переехала в Москву, надеясь хоть там найти себе средства к существованию. Денег катастрофически не хватало, семья жила очень бедно, тринадцатилетний Владик как мог, пытался заработать на жизнь — расписывал пасхальные яйца, выжигал шкатулки. О серьёзном обучение живописи речи не шло, хотя уже в том возрасте он умел неплохо рисовать — до нас дошли портреты его старшей сестры и грузинского революционера Морчадзе.
Портрет революционера Морчадзе 1911 год./ Портрет сестры поэта. Автор: Владимир Маяковский.
В Москве Маяковский познакомился с молодыми революционерами-студентами, оказавших на него большое влияние. Маяковский полностью разделял взгляды большевиков и уже в 14 лет стал членом РСДРП. Но и царская охранка не дремала — несмотря на юный возраст его трижды заключали под арест. В камере он от своих убеждений не отказался, товарищей не выдал, а чтобы скоротать время рисовал на стенах куском угля и пытался сочинять стихи.
Закрепил художественные навыки Маяковский в Строгановке — далеко не самом лучшем художественном училище в то время, но у которого был один неоспоримый для Маяковского плюс — там не требовали справку о благонадёжности, с которой у будущего пролетарского поэта были большие проблемы.
Именно в Строгановке Маяковский создал свою первую «настоящую» картину — женский портрет натурщицы, написанной во время уроков в классическом реалистическом стиле.
«Натурщица». / «Женский портрет». Автор: Владимир Маяковский.
Классический реализм ему быстро наскучил, а потому он всерьёз занялся авангардным направлением в живописи. Спустя два года Владимир Маяковский сдружился с футуристами Велимиром Хлебниковым, Давидом Бурлюком и Михаилом Ларионовым и начал рисовать свои картины в стиле футуризма.
«Рулетка». Автор: Владимир Маяковский.
Маяковский любил рисовать жирафов, возможно потому, что сам имел в училище кличку «жираф» за свой рост и вязанную жёлтую кофту, которую постоянно носил на занятиях. Впрочем, рисовал он и всякую другую живность — зебр, крокодилов, собак.
серия зарисовок с жирафами Владимира Маяковского.
Это было необходимо, чтобы набить руку, для постоянной художественной практики. Но особенно любил он рисовать дружеские шаржи на своих знакомых и достиг в этом немалых успехов, чётко подмечая в них основные черты характера рисуемого человека.
Графический портрет Корнея Чуковского. / Шарж. Чуковский в новой шляпе. Автор: Владимир Маяковский.
В 1914 году Маяковский вступил в художественное объединение «Сегодняшний лубок». Там работали немало хороших художников, например, Казимир Малевич, Илья Машков, Давид Бурлюк и другие. Они рисовали всевозможные агитационные плакаты в стилистике народного лубка. Несмотря на кажущийся примитивизм, эта работа нравилась Маяковскому — по крайней мере, там можно было рисовать без занудного академизма, без тщательной зарисовки малейших деталей. В этих лубках на первый план выходила творческая идея, а не художественное исполнение, которое было довольно простым — аляповатая картинка, раскрашенная в 2–3 ярких цвета. Обычно эти лубки внизу имели надпись агитационного сатирического содержания, дополняющую нарисованную на картинках.
Лубочная открытка на военно-патриотические сюжеты. Автор: Владимир Маяковский.
Набив руку на лубках, восхваляющие подвиги российских солдат во время Первой мировой войны Маяковский начал заниматься тем, что ему было куда ближе по идеологическим соображениям — работе в знаменитых Окнах сатиры РОСТА. Именно там талант Маяковского как художника проявился особенно ярко — лаконичные картинки, в которых нет ничего лишнего, а лишь яркие схематичные образы, врезающие в память при первом взгляде на плакат. Работы Маяковского считаются классикой плакатной живописи и оказали большое влияние на развитие этого вида искусства. Многие современные рекламные плакаты по своей сути близки к запоминающему схематизму Маяковского.
Плакаты Владимира Маяковского.
С 1923 года во времена нэпа Маяковский работал и над коммерческой рекламой. Он создавал плакаты ГУМу, Моссельпрому, Госиздату и Резинотресту. Сам рисовал, сам писал запоминающиеся короткие стихи на плакатах, призывающие покупать галоши или резиновые соски. Классикой стало знаменитое выражение «Нигде, кроме как в Моссельпроме». Когда некоторые критики указывали Маяковскому, что он занимается ерундой в ущерб времени, отведенному на настоящее искусство, то классик советской поэзии заявлял: «считаю стихи на плакатах поэзией самой высокой пробы». Хотя, понятное дело, было и вполне извинительное желание заработать на жизнь — во времена нэпа появилось много соблазнов, а Маяковскому хоть и была чужда буржуазная роскошь, лишние деньги никогда не мешали.
Реклама продукции Резинотреста.
Маяковский любил рисовать и занимался этим всю свою короткую, так бессмысленно оборвавшуюся жизнь. Его рабочие записные книжки были заполнены рисунками, вперемежку со стихами и непонятно, что ему нравилось больше — рисовать или писать стихи. Ясно, что в стихосложении он добился куда больших успехов, но даже если он не был поэтом, то наверняка остался бы в истории живописи как талантливый художник, сумевший вознести искусство агитационного и рекламного плаката — сколь бы низким и примитивным оно не казалась некоторым художественным критикам на недосягаемую высоту.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев