Основополагающей характеристикой живописного произведения является свет. «А как же объем, цвет, фактура, гармония и пропорции?» – спросите вы. Это все очень важные вещи, но без света их попросту не было бы. Думаете – преувеличение? Вовсе нет. Посудите сами, ведь все, что изображается на картине, это световые пятна той или иной силы, которые на основе накопленного опыта наш мозг интерпретирует как нечто материальное. Таким образом, свет отвечает за существование предметов на картине в принципе, а все остальные факторы – за то, в каком виде это существование увидит зритель.
Но, кроме силы света красок, обеспечивающих «материализацию» объектов на полотне, существует такое понятие как освещение. От него зависит то, насколько отчетливо будут видны предметы, их тон, а также общее настроение композиции. Освещение также влияет на то, как будет восприниматься собственный цвет объектов, и насколько хорошо будут различаться их форма и объем.
Что такое светотень?
Предмет зрительно воспринимается только тогда, когда он освещен. Распределение освещенности по его поверхности называется светотенью, которая показывает не только степень видимости областей предмета, но и передает его объем и конфигурацию, а также окружающую обстановку, частично поглощающую световой поток.
Свет распространяется прямолинейно и изменяет направление, когда переходит из одной среды в другую или отражается от поверхностей. В свою очередь отражение лучей позволяет видеть цвет и форму, которые воспринимаются тем или иным образом в зависимости от силы источника света, расстояния от него до освещаемого объекта и угла падения лучей.
Основные светотеневые закономерности легко прослеживаются на полоске бумаги, согнутой так, чтобы одна половина представляла собой гладкую «змейку», а другая имела несколько расположенных под углом друг к другу плоскостей.
Нет комментариев