ОКТЕМБЕРЯНСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ОТРЯД. Командовал в 1987-92 г.
подполковник ВИКТОР КОРЕНЬКОВ.
ВАДИМ ПАРШЕНКОВ.
ПОГРАНИЧНАЯ ТРОПА: ОТ ТЯНЬ-ШАНЯ ДО АРАРАТА
НЕ ТАК И ДАЛЕКО... 2.
Застава Пикертык распологалась на небольшой ровной поверхности размером восемь на два километра, со всех сторон зажатой горами высотой более 5 000 метров, расположена на отметке около 3 500 метров над уровнем моря. Три ущелья ведут к линии границы, до которой по самой короткой тропинке шесть километров. Два ущелья уходят в тыл. Но не напрямую, а через соседние заставы. Ближайшие населенные пункты не ближе 25-30 километров. В восьми километрах от заставы кошар для летнего выпаса овец.
По словам старожилов заставы, осенью отары спускаются вниз, а оставшийся кизяк используют на заставе для отопления. Думаю, это шутка. Возможно, для растопки он нужен, но далее использовали уголь, запасы которого пополняли летом из отряда.
На заставе было электричество, но линия электропередач часто обрывалась, поэтому заводили дизель-генератор, очень мешавший спать по ночам. Мне казалось, что жить и служить в таких условиях круглый год - задача сверхневыполнимая. Но опять же, старожи́лы меня всячески в этом разубеждали, рассказывая о том, как зимой катаются с гор на лыжах, а с середины мая по сентябрь тайно охотятся на сурков, которых в тех краях немерено (я сам их видел ежедневно по сотне раз!)
Кстати, архаров я там тоже видел. Но они существа пугливые, близко не подходят, поэтому рассматривал их через бинокль, а один раз через ТЗК. На вид - обычные козлы, только ходят по отвесным скалам.
Три недели нахождения на заставе пролетели незаметно. А потом пришло распоряжение переместить трёх человек на соседнюю комендантскую заставу. Вызвали нас: Женьку Мединского, Раиса Алабердина и меня. Если кто не понял, Раис - это мужское имя.
На комендатуре мы пробыли почти неделю. Каждый день прибывали такие же, как мы, бойцы с других застав. Когда набралось больше двадцати человек, приехал ЗиЛ-131 с легендарным водителем Потапом - гражданским служащим Пржевальского отряда. Он нас и отвёз в отряд. Та поездка запомнилась особо. Потапов, которого все величали Потапом, был Богом горных дорог.
При спуске к Пржевальску есть длинный серпантин, больше десяти петель, расположенных друг под другом. Скорость надо держать весьма небольшую, ибо дорога грунтовая, а плечи серпантина чуть ли не с километр.
И если соблюдать правила, то спуск занимает много времени. Но Потап знал короткую дорогу! И честно сказать, многие из нас вспомнили о количестве нажитых грехов, когда машина первый раз нырнула, срезая петлю. Добрая половина серпантина прошла по укороченной трассе. Страх быстро прошёл, было даже интересно, как на аттракционе в луна-парке! Светлая память Потапу! Прожил он долгую жизнь, умер своей смертью, и ни разу в горах не подвёл...
Продолжение следует...
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев