Подавляющее большинство аквариумных растений либо не цветут вовсе, либо делают это крайне редко, либо, если цветут регулярно, непременно высовывают цветоносы над поверхностью воды, располагая цветок в воздушной среде. Именно поэтому люди, впервые заметив в аквариуме растения, о которых сегодня пойдёт речь, часто спрашивают: "Эта травка что, искусственная?" Впечатление усиливается яркими плотными листьями буцефаландр, имеющими насыщенную окраску с мелкими серебристыми крапинками, а также удивительно совершенной формой их подводных цветов и бутонов...
Обширное семейство Ароидных объединяет в себя более 3000 видов растений, многие из которых хорошо известны. Разнообразие ароидных поражает: к этому семейству относятся и самое мелкое цветковое растение на нашей планете - Вольфия, и одно из самых крупных комнатных растений - Монстера. Прекрасная Калла с нежным ароматом, и отвратительно воняющий Аморфофаллюс с соцветием размером в два человеческих роста - это тоже ароидные. Аквариумистам же семейство Ароидных известно в первую очередь по водным растениям двух обширных и популярных родов - Криптокоринам и Анубиасам. Однако, в этом семействе 117 родов, и многие из них в природе живут в воде или около воды, но в аквариумах любителей почти не встречались. Сегодня мы познакомимся с ещё одним родом водных ароидных растений, появившемся в наших аквариумах только в XXI веке, и занимающим промежуточное положение между Криптокоринами и Анубиасами - родом Буцефаландра.
Буцефаландры - строгие эндемики острова Калимантан (Борнео) - крупнейшего острова Индонезийского (Малайского) архипелага. В отличие от своих ближайших родичей - криптокорин и анубиасов - буцефаландры не встречаются в дождевых лесах и водоёмах других островов этого региона.
Открытые в 1858 году австрийцем Генрихом Вильгельмом Шоттом и англичанином Джеймсом Мотли, буцефаландры на протяжение 150 лет практически не были знакомы европейцам, а их ботаническая систематика до сих пор находится в зачаточном состоянии. После трагической гибели Дж.Мотли изучением этих растений полтора столетия никто не занимался. Лишь в 2001 году первые буцефаландры были привезены в Европу из Западного Калимантана голландцем Вимом Томми под общим названием Bucephalandra motleyana, и сразу же произвели фурор среди голландских аквариумистов. Красота и совершенство этих растений поражала, а их свойство цвести под водой романтичными белыми цветками сразу же сделала их сенсацией года. Однако, массового распространения в Европе эти растения не получили, и до 2005 года культивировались исключительно японскими и голландскими специалистами.
В Россию буцефаландры впервые завезены в 2009 году, и получили широкую известность благодаря статьям и исследованиям отечественных гидроботаников и аквариумистов Дмитрия ЛОГИНОВА, Константина ПАХОМОВА, Михаила БОРОДИНА и Сергея БОДЯГИНА. Уже в следующем, 2010 году аквариумы с буцефаландрами произвели сенсацию на российских и украинских конкурсах аквариумного дизайна, а после публикации в 2012-13 году статей Д.Логинова об этих растениях в журнале "Аквариум" и в интернете началось победное шествие буцефаландр по любительским аквариумам страны. В 2013-14 годах тот же исследователь организовал российскую ботаническую экспедицию на Калимантан, прошедшую в два этапа и привезшую интереснейшие результаты, которые внесли значительную ясность в биологию не только буцефаландр, но и ряда других эндемиков Борнео. На момент начала экспедиции Дмитрия Логинова в официальной ботанической литературе указывались всего три вида этих растений - Bucephalandra gigantea, B.magnifolia и B.motleyana, причём абсолютно все разновидности "аквариумных" буцефаландр относили к единственному виду - B.motleyana.
В 2016 году Питер Бойс и Син Вонг провели первую за полтора столетия таксономическую ревизию рода Bucephalandra, выделив сразу 25 новых видов. На середину 2017 года число биологически описанных видов уже превысило 30, и по прогнозам гидроботаников за следующие два года перевалит за полсотни. Ситуация тут как с популярными сомами семейства Лорикариевых, о которых ихтиологи, разводя руками, говорят: "В каждой луже живёт свой анциструс". Так же и тут: в каждом калимантанском ручье растёт своя буцефаландра, и что из них отдельные виды, а что географические формы и расы - до сих пор точно неизвестно. Именно поэтому в названиях большинства видов вы встретите кавычки и сокращения типа "sp." или "cf.", означающие отсутствие полноценного описания вида, а в аквариумистике эти растения принято идентифицировать по торговым названиям, которые обычно происходят либо от названия ручья, где они росли, либо от цвета листьев, а чаще просто придуманы поставщиками. К каким ботаническим видам они относятся - никто не знает.
В природе буцефаландры растут по берегам рек и ручьёв, текущих через влажные тропические леса Борнео, где круглый год температура воды не понижается ниже 20°С. Сезон дождей на острове продолжается около полугода, и плотные заросли низкорослых буцефаландр ежегодно от 6 до 8 месяцев проводят под водой, а остальные 4-6 месяцев - в надводной среде. Как и у анубиасов, при переходе из одной среды в другую у буцефаландр не происходит сброса листвы, а их эмерсные и субмерсные листья мало отличаются друг от друга. Подводный лист немного тоньше и ярче, а надводный - чуть плотнее и бледнее, вот и вся разница. По этой же причине буцефаландры способны приспособиться к различным режимам освещения. Если света мало - рост растения замедляется, его листья становятся постепенно более крупными и светло-ярко-зелёными, новые листики появляются раз в 1-1,5 месяца. Если же свет сильный - скорость роста и частота "выдачи" нового листа значительно увеличивается (до 1 листа в 7-10 дней), листья становятся более узкими и плотными, декоративными, и приобретают яркую темно-зелёную, бордовую, кофейную и даже тёмно-синюю окраску очень благородных тонов, с хорошо выраженным благородным точечным крапом. От очень яркого света буцефаландры умеют "защищаться", покрываясь тонким слоем своеобразного воскового лака, делающего их листья удивительно красивыми. Особенностями природных биотопов береговой линии лесных тропических ручьёв определяется и ещё одно не менее приятное для аквариумистов свойство буцефаландр - умение цепко прикрепляться корнями к каменному и деревянному субстрату. Благодаря этой удобной особенности буцефаландрами легко декорировать коряги, камни и керамические декорации внутри аквариума.
Внешний вид и особенности биологии буцефаландр частично похожи на анубиасы, а частично - на криптокорины, поэтому с точки зрения аквариумистики (не знаю, как там с точки зрения генетики) эти растения занимают промежуточное положение между анубиасами и криптокоринами. Листовые пластинки этих растений очень сходны по форме и окраске с криптокориновыми (что и приводило иногда в прошлом веке к ошибочному отнесению их к роду Cryptocoryne), а ползучее корневище и корни-ризоиды, цепляющиеся за субстрат - очень сходны с таковыми у анубиасов. От анубиасов эти растения переняли лёгкость и безболезненность смены воздушной среды содержания на водную и обратно, а от криптокорин - одну весьма неприятную особенность: свойство подвергаться под водой т.н. "криптокориновой болезни". Что это такое - знают все любители криптокорин. Стоит резко изменить условия содержания растений (например, после долгого содержания на доливе подменить треть воды в аквариуме, или сразу заменить все лампы на свежие, или просто пересадить в соседнюю банку) - и растение может одномоментно сбросить все листья, превратив их за одну ночь в слизистые "сопли". Правда, в отличие от криптокорин, у буцефаландр такая беда не приводит к гибели растения: запаса питательных веществ в ползучем корневище вполне достаточно для того, чтобы, быстро адаптировавшись к изменившимся условиям, отрастить новые листья не хуже прежних. По опыту польских исследователей, впервые столкнувшихся с проблемой "криптокориновой болезни" у буцефаландр, быстрому восстановлению листового покрова способствует снижение интенсивности освещения в сочетании с повышенной аэрацией, увеличивающей общее содержание кислорода в воде. Те же авторы отмечают, что симптомы "криптокориновой болезни" у этих растений развиваются не так быстро, как у криптокорин (способных "растворить" все свои листья буквально за полчаса), и если вовремя заметить угрозу и вернуть растения в прежние условия, то листья удаётся сохранить.
Как уже отмечалось, приятной особенностью буцефаландр является подводное цветение. Время от времени растение выпускает на коротком (5-8 см) цветоносе небольшие (1-2 см) изящные цветы, похожие на миниатюрные соцветия каллы (белокрыльника) - маленький початочек, изящно охваченный ярким покрывалом. У большинства буцефаландр покрывало чисто-белое, но встречаются разновидности и с кремовым, и даже с оранжево-жёлтым покрывалом. Это ещё раз доказывает, что в наших аквариумах присутствует несколько абсолютно разных ботанических видов, которые ещё ждут своего описания. По поводу факторов, стимулирующих цветение буцефаландр, мнения различных исследователей расходятся до противоположных. Одни утверждают, что цветением эти необычные растения откликаются на идеальные условия содержания, а другие, наоборот, утверждают, что это "реакция выживания", вызванная ухудшением экологической обстановки в аквариуме. Думается, что истина лежит, как обычно, где-то посредине, и подводное цветение - попросту элемент их нормального жизненного цикла.
Буцефаландры, вопреки мнению некоторых первых исследователей этих растений, не такие уж сложные в содержании обитатели аквариума. Для них важнее не столько конкретные параметры воды (её жесткость, pH, температура, и т.д.), сколько их стабильность и неизменность. В целом же буцефаландры отлично себя чувствуют при pH от 5,6 до 7,4 (по некоторым данным - от 5,0 до 8,0!), температуре от 22 до 28°С (по ряду сведений - от 20 до 32°С) и почти при любой стабильной жесткости. Российский акваботаник Михаил Бородин проводил опыты по содержанию буцефаландр в осмотической воде с нулевой жесткостью и pH 5,0-5,5. Буцефаландры не только прекрасно выжили в этих условиях в течение года, но и регулярно цвели под водой. Единственным последствием содержания в таких условиях стали утрата синевато-бордовой окраски листьев (ставших чисто зелёными) и исчезновение благородного серебристого крапа. Эксперименты противоположного свойства (содержание их в очень жесткой воде), проведённые польскими исследователями, были менее успешными: чрезмерная жесткость и высокий pH, как правило, сильно замедляли рост и препятствовали цветению.
Буцефаландры с благодарностью откликаются на подачу CO2 (хотя и без неё нормально растут) и на хорошее яркое освещение (от 0,5-0,8 ватт/л и выше). Они, подобно анубиасам, легко подвержены водорослевым обрастаниям, поэтому для них предпочтителен короткий световой день (от 7 до 9,5 часов) и регулярная борьба с водорослями. Большинство буцефаландр одинаково хорошо себя чувствуют как укреплённые на корягах и камнях, так и просто посаженные в грунт, питательность которого им совершенно безразлична.
Размер листа у разных буцефаландр варьирует от 1,5 до 20 см, что позволяет использовать их не только на корягах и скалах, но и в качестве растений переднего, среднего и бокового плана. В хороших условиях буцефаландры образуют плотные холмики, ковры и куртины, служащие украшением любого аквариума. Мелкие формы этих растений отлично подходят и для нано-аквариумов.
Размножаются буцефаландры так же, как и анубиасы, т.е. делением ползучего корневища. Отделенный участок корневища с корнями, 1-2 точками роста и 4-6 листьями, не следует сразу прикреплять к камню или коряге, а лучше высадить в грунт, чтобы он смог развить приличную корневую систему, и лишь затем можно будет перевести его на прикреплённое содержание.
Регулярное подводное цветение вызывает желание попробовать размножить эти растения семенами, однако надёжной методики такого размножения пока не существует ни у отечественных, ни у зарубежных аквариумистов, и семенное разведение буцефаландр ещё ждёт своего исследователя.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев