моей любимой бабушке,
Майковой (дев. Рандевой)
Надежде Никитичне
(Аккерман-Аккембет-Шабо)
Узоры на окне
Совсем недавно поймал себя на мысли о том, что уже давно не видел такие узоры на окнах, которые рисует трескучий мороз. Понятно, что уже почти у всех стоят современные окна с хорошим стеклопакетом. Очень удобно, что они не промерзают даже в те редкие морозы, которые у нас ещё бывают. Но, мне кажется, что в погоне за тем самым прогрессом мы незаметно теряем что-то такое важное, чего вряд ли сможем передать нашим внукам.
В моём раннем детстве я часто жил у бабушки. Зимой из стандартных развлечений были лист бумаги, карандаш, юла, картонные кубики, картинки в книжках и старые фотографии. Ещё был чёрно-белый телевизор и радиоточка – устройство, которое почти никогда не умолкало и которое можно выключить, только если вынуть вилку из его розетки.
В те прекрасные беззаботные времена можно было вдоволь выспаться на вкусно сбитой огромной пуховой перине, под тяжёлым зимним пуховым одеялом, на кровати, где твоё законное место - возле тёплой грубы, которое «чтобы не пекло» бабушка заботливо отгородила рулоном из плюшевого покрывала. Просыпаешься, когда зимнее солнце ярко светит в заиндевелое окошко. Шумные воробьи уже вовсю расчирикались. Слышно, как деда расчищает от снега дорожку, ведущую к калитке. Из кухни, где бодро потрескивает печурка, доносится запах твоей любимой вертуты, а из духовки дразнит воображение своим ароматом курочка, томимая под вкуснейшим белым соусом.
Бабушка слышит, что «кто-то» уже проснулся, с неизменной улыбкой приветствует соню и достаёт из-под перины тёплую одежду. Помогает одеваться. И в завершение, перед тем как надеть ребёнку носки, вдыхает в них своё тепло.
После утренних процедур вроде как уже ничего не мешает приступить к завтраку, но мы семья дружная, поэтому решаем дождаться деда и немного нагулять аппетит.
Время тянется неспешно и из уютной кухни уходить не хочется. Чтобы не коптил, бабушка поправляет фитилёк на лампаде и возвращает её к иконе.
- Ба, а какие у вас в детстве были игрушки?
- Играли всем, что попадало под руку. Можно было, к примеру, носовым платочком запеленать деревянную ложку, убаюкивать её, кормить чайной ложечкой, укачивать как ребёночка и петь колыбельные целыми днями.
- А игры какие-то были, чтобы на улицу не выходить?
- Больше всего я любила читать морозные узоры на окнах.
Смотри – вот огромный рисунок почти через всё окно. На что похож?
- На большую ветку новогодней ёлки!
- Верно!
- А здесь, смотри, похоже на лодки, которые рыбаки вытащили на берег лимана.
- Точно! Бабушка, глянь – здесь как заснеженный лес из сказки про Морозко!
- Верно. Вон там вроде белка прыгнула на той ветке.
- Где?
-Вон там, на верхушке! Видишь? Уже, наверное, ускакала.
- А тут в узоре как будто притаился зайчонок. Думаю, белка к нему в гости приходила. Увидела нас да ускакала.
Воображение проснулось и рисовало сюжеты, которые понятны только в детстве. По тому, как дед недовольно кряхтел за окном, было понятно, что он решил прочистить ещё и проход к сарайчику, где хранились бочки с домашним винцом. И бабушка продолжала:
- Иногда на таких узорах можно прочитать будущее.
- Как это? А на этом окне можно? Бабушка, посмотри, пожалуйста.
- Да я уже и забыла, как это делается. Ну, давай попробую. Вот по этому широкому узору идёт твоя линия. Здесь виден большой стол. Ты за столом сидишь. Рядом твоя жена. Бегают дети. Не понятно сколько. Стол накрыт и все в парадной одежде. Наверное, какой-то праздник. Кажется, что ты работаешь либо врачом, либо пожарным. Только помни, что у дороги много ответвлений и соблазнов свернуть. В сторону может уводить более широкая и красивая дорога, но она может оказаться скользкой и опасной. Так что для того, чтобы достичь своего пути, нужно много работать и хорошо учиться.
- Бабушка, а где ты? Почему тебя с нами нет? Правда же ты сейчас придёшь и сядешь с нами за стол?
- Нет, любонька, тут такого не видно. К тому времени нас с дедом не будет.
- А где вы?! Я без тебя есть не стану! Вы что с дедом нарисованы на другом окне, опаздываете и скоро к нам приедете?
- Да, сыночка, наверное, на другом окне.
В сенцах раздался топот деда. Когда он вошёл, мы увидели, что на его замёрзших усах маленькие сосульки предательски розовели свежими капельками красного винца. Он удивлённо улыбался тому, как мы с бабушкой переглядывались и хихикали, поглядывая на него.
К тому времени у всех нас аппетит уже достаточно проснулся. Бабушка быстро накрыла на стол, и мы дружно приступили к трапезе.
Спустя много лет, возвращаясь мыслями к своим истокам, мне отчётливо представляется картина того, как на протяжении сотен лет узоры на стекле были универсальным способом раннего развития детей из разных северных стран. Дети придумывали себе сказки, мечтали о будущем, развивали воображение, умели радоваться простым вещам и видеть великое в малом.
Конечно же глупо отказываться от качественных окон, компьютеров и других достижений цивилизации. Разве что хотелось бы своим рассказом обратить внимание людей на мысль о том, правильно ли поступаем, когда вместо того, чтобы научить детей чему-то такому же доброму, как чтение морозных узоров, мы заполняем их досуг не очень добрыми компьютерными играми или агрессивными развлечениями? Более того – удаётся ли нам приумножать доброту для потомков так же, как это делали многие поколения людей до нас?
Доброе отношение к детям даёт возможность воспитать хороших людей.
Занавес.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев